Судья Мерзлякова Ю.Г. Дело № 33а-3561/2019
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 20 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи |
Стёксова В.И., |
судей |
Степановой Е.А., Моисеева К.В., |
при секретаре |
Шурминой Н.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тюфякова О.В. на решение Слободского районного суда Кировской области от 13 июня 2019 года по административному исковому заявлению Слободского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Тюфякову О.В. о прекращении права на управление транспортными средствами и признании водительского удостоверения недействительным, которым постановлено:
Административный иск Слободского межрайонного прокурора удовлетворить.
Прекратить действие права Тюфякова О.В., 25 сентября 1983 года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №,выданного 11 июля 2018 года, и признать указанное водительское удостоверение недействительным.
Взыскать с Тюфякова О.В. в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Стёксова В.И., судебная коллегия
установила:
Слободской межрайонный прокурор Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Тюфякову О.В. о прекращении права на управление транспортным средством. В обосновании иска указано, что Тюфяков О.В., 25.09.1983 года рождения, имеет водительское удостоверение категории «В, В1 (AS)». С января 2016 года состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом «<данные изъяты>». Управление транспортными средствами административному ответчику противопоказано. Просил суд прекратить действие права на управление транспортным средством Тюфякова О.В., имеющего водительское удостоверение № от 11.07.2018, категории «В, В1 (AS)».
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с принятым решением, Тюфяков О.В. обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Указывает, что в период с 2015 года по 2018 год не мог встать на учет к врачу-наркологу по причине нахождения в указанный период в местах лишения свободы. Согласно справке МРЭО ГИБДД за период с 2018 года по 2019 год сведения о совершенных административных правонарушениях отсутствуют.
Тюфяков О.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.
МО МВД России «Слободской», КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика А.Н. Бакулева» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
Выслушав прокурора Русанову О.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно части 1, части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности согласно которому, противопоказанием к управлению транспортными средствами являются алкоголизм и наркомания.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из требований постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 водители транспортных средств, имеющие диагноз «алкоголизм», «наркомания», «токсикомания» допускаются к управлению транспортными средствами разрешенной категории лишь при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительного ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии, отсутствие деградации личности и соматоневрологических расстройств.
Как следует из материалов дела, 11.07.2018 Тюфякову О.В. выдано водительское удостоверение № категории «В, В1 (AS)», со сроком действия до 27.09.2024 (л.д. 6).
Из справки КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика А.Н. Бакулева» следует, что Тюфяков О.В. с января 2016 года состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: «<данные изъяты>» (л.д. 16).
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что состояние здоровья ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у ответчика медицинского диагноза являются основанием для прекращения действия права на управление транспортным средством в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что установление у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно пункту 12 Правил организации деятельности кабинета профилактики наркологических расстройств, утвержденных приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости», в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Из материалов дела следует, что 06.06.2019 по ходатайству Тюфякова О.В. рассмотрение дела было отложено для предоставления доказательств и характеризующих данных. Однако в судебное заседание 13.06.2019 административный ответчик не явился, доказательства, подтверждающие отсутствие установленного диагноза, препятствующего управлению транспортным средством, а также доказательств наличия стойкой ремиссии и годности к управлению транспортным средством, не представлены.
Доводы жалобы, указывающие на необоснованность принятого судом решения, подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к субъективному изложению обстоятельств и переоценке доказательств, которым судом дана соответствующая оценка. Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции доказательств обратного административный ответчик не представил.
Судебная коллегия учитывает, что из совокупности всех представленных как суду первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции доказательств, следует, что у Тюфякова О.В. имеются признаки заболевания, входящего в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, при этом каких-либо доказательств, что он находился на лечении и что после лечения у него наступила стойкой ремиссии, и он был снят с диспансерного учета, в установленном законом порядке не представил.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: