25RS0021-01-2023-000590-98
Дело № 2а-334/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
c. Михайловка 16 мая 2023 года
Михайловский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Родик С.Г.,
при секретаре Мирошниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлоцкого Александра Владимировича к судебным приставам-исполнителям ОСП по Михайловскому району Муляр Анне Игоревне, Иващенко Ольге Алексеевне, ОСП по Михайловскому району УФССП по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей по обращению взыскания на доходы должника, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Павлоцкий А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование, что он является должником по сводному исполнительному производству № включающему в себя суммы задолженности в размере 130 439 рублей 58 копеек по исполнительному листу № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 7 949 рублей 47 копеек по судебному приказу № № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 599 рублей 21 копейка по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 16 657 рублей 93 копеек по судебному приказу № №, в размере 8 257 рублей 90 копеек по судебному приказу №
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Михайловскому району от ДД.ММ.ГГГГ с истца производятся удержания в размере 50% его дохода, о чем ему стало известно в январе 2023 при получении пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к судебному приставу-исполнителю Муляр А.И. с заявлением о сохранении ежемесячного дохода в размере прожиточного минимума, представив справку о размере пенсии, на что судебным приставом было указано на необходимость представления справок с налоговой службы 2-НДФЛ и об отсутствии статуса ИП, сведения с банков об отсутствии действующих активных счетов. Указанные документы были им направлены в ОСП по Михайловскому району.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Иващенко О.А. от 31.03.2023 отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что требования заявителя исполнены ранее.
Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем Муляр А.И. на основании исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ произведены удержания по судебным приказам № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 607 рублей 82 копеек и № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 513 рублей 06 копеек.
Определениями мирового судьи судебного участка № 77 Михайловского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа определено произвести возврат денежных средств в размере 6 607 рублей 82 копеек взысканных по судебному приказу№ от ДД.ММ.ГГГГ и 5 513 рублей 06 копеек взысканных по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ.
09.03.2023 на банковский счет истца были возвращены денежные средства в общей сумме 12 120 рублей 88 копеек, которые в этот день были удержаны на основании исполнительного производства № от 23.08.2021.
По изложенному, просит признать действия судебных приставов-исполнителей Муляр А.И. и Иващенко О.А. незаконными, возложить обязанность вернуть денежные средства в размере 12 120 рублей 88 копеек, производить удержания с его пенсии в размере прожиточного минимума.
Административный истец Павлоцкий А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики представители ОСП по Михайловскому району УФССП по Приморскому краю, Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, судебные приставы-исполнители ОСП по Михайловскому району Муляр А.И., Иващенко О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку в силу данной нормы права, неявка лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Суд, исследовав материалы административного дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
На основании ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом - исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники позволяет сделать вывод, что основанием для признания постановления, действия либо бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность решения (действий либо бездействия) административного ответчика.
При этом решение о признании решения, действия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания решения, действий (бездействия) госоргана, должностного лица незаконными, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципе своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».
По смыслу закона оспариваемое действие (решение) пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: постановление вынесено лицом, не имеющим полномочий на его принятие; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».
В судебном заседании установлено, что в ОСП по Михайловскому району находится исполнительное производство №, возбужденное 23.08.2021 в отношении должника Павлоцкого А.В. о взыскании в пользу НАО «Первое коллекторское бюро» задолженности в размере 251 101 рублей 99 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № объединено по должнику в сводное исполнительное производство №
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено посредством системы электронного документооборота в личный кабинет портала «Госуслуги» в установленный законом срок. В подтверждение указанного представлены скриншот базы АИС ФССП России, из которого усматривается, что постановление было не только получено, но и прочитано.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем проведен ряд мероприятий, направленных на взыскание суммы долга: направлены запросы на наличие счетов в банках, открытых на имя ответчика, на получение сведений о зарегистрированном на праве собственности автотранспорте, об оформленных за должником абонентских номерах, запрошена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на предмет зарегистрированного должника в качестве предпринимателя, сведений о зарегистрированном на праве собственности недвижимом имуществе.
По сведениям из Пенсионного фонда Российской Федерации, Павлоцкий А.В. трудоустроен и является получателем пенсии.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание в размере 50% на заработную плату и иные доходы должника. Данное постановление направлено ответчику через единый портал «Госуслуги», ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомлен надлежащим образом путем прочтения, что подтверждается скриншотом базы АИС ФССП России.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на заработную плату или иные доходы должника, для производства удержаний суммы задолженности из доходов должника настоящее постановление направлено по его месту работы в ООО «Дальрефтранс».
По постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание в размере 50% на пенсию должника, направленное для исполнения в Пенсионный фонд РФ. Данное постановление направлено ответчику через единый портал «Госуслуги», ДД.ММ.ГГГГ должник уведомлен надлежащим образом путем его прочтения, что подтверждается скриншотом базы АИС ФССП России.
ДД.ММ.ГГГГ на депозитный счет ОСП по Михайловскому району на основании постановления об обращении взыскания на денежные средства по исполнительному производству № поступили денежные средства в размере 12 120 рублей, которые были списаны со счета должника, открытого в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк на основании постановления об обращении взыскания на денежные средства должника находящиеся в банке № № от ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
Согласно ч. 4.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", обязанность осуществлять расчет сумм денежных средств, находящихся на банковском счете должника, на которое возможно обратить взыскание, исходя из указанных в расчетных документах специальных кодов, возложена на банк или иную кредитную организацию.
Согласно п.5 ст.70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
По смыслу вышеуказанных норм банки и иные кредитные организации, осуществляющие обслуживание счетов должника, обязаны осуществлять контроль за размерами удержаний денежных средств и видами доходов, на которые не может быть обращено взыскание, поступающих на счета должника в соответствии со ст. 99 и 101 Закона.
Ответственность за неправомерное списание денежных средств распространяется на банки и иные кредитные организации, в том числе на лиц, выплачивающих гражданину заработную плату и (или) иные доходы, е указавших соответствующий вид дохода, сумму взыскания по исполнительному документу.
На судебного пристава-исполнителя обязанность по установлению кода дохода денежных средств, поступивших на депозитный счет, а также произведенного размера удержаний банком со счета должника законодательством не возложена.
При поступлении денежных средств со счета должника, у судебного пристава-исполнителя отсутствует информация о природе их возникновения.
Денежные средства, поступающие на расчетный счет, судебным приставом-исполнителем не идентифицируются и являются единой денежной массой.
Документы, подтверждающие списание со счета денежных средств, предусмотренных ст. 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлены не были, в связи с чем, денежные средства были перечислены взыскателю.
У судебных приставов-исполнителей имелись основания для применения мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на периодические выплаты, получаемые должником.
Размер этих удержаний установлен в соответствии с пунктом 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве - не более 50% - до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
ДД.ММ.ГГГГ входящий № № в ОСП по Михайловскому району поступило заявление Павлоцкого А.В. о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 31.03.2023 заявление было удовлетворено в полном объеме. Данное постановление для исполнения направлено в ГУ – УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края, ПАО Сбербанк.
Поданное ответчиком Павлоцким А.В. заявление о сохранении заработной платы и иных доходов в размере прожиточного минимума, рассмотрено судебным приставом-исполнителем в установленный законом срок, по указанному заявлению судебным приставом-исполнителем принято решение об его удовлетворении.
По изложенному, суд приходит к выводу о том, что судебными приставами-исполнителями нарушений законодательства об исполнительном производстве допущено не было, действия судебных приставов-исполнителей по обращению взыскания на денежные средства должника выполнены в соответствии с требованиями ст.ст. 69,70 № ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», и направлены на правильное и своевременное исполнение судебного решения в целях защиты нарушенных прав взыскателя, которое добровольно должником не исполнено. Судебные приставы-исполнители действовали исключительно в рамках исполнения судебного акта и возложенных на них полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░.░.