Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-581/2024 ~ М-397/2024 от 08.04.2024

УИД 38RS0017-01-2024-000649-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2024 года                                                                        г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Филончук Е.С.,

при секретаре Перфильевой Я.Ю.,

с участием представителя административного истца старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Корнышевой Н.А., представителя административного ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Качанова С.А., заинтересованного лица Гуляйкин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-581/2024 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в обоснование указав, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на земельных участках расположенных в границах территории Нижнеудинского муниципального образования, определенных Законом Иркутской области № 86-оз от 16.12.2004г. «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области». Места несанкционированного размещения отходов находятся в границах муниципального образования, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых государственный кадастровый учет не осуществлялся, физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования такие земельные участки не предоставлялись. Согласно актам выездного обследования земельных участков на которых размещены вышеуказанные свалки отходов, земельные участки ограждения не имеют, доступ свободный, лица образовавшие данные отходы не установлены. Проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, и принятие достаточных мер, необходимых для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, охватывается полномочиями органов местного самоуправления, которые обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Ответчик вышеуказанные обязанности не осуществляет. Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о бездействии администрации. Отходы занимают одно из первых мест среди факторов передачи возбудителей инфекционных болезней ввиду их разложения при неправильном хранении, являются источником поступления вредных химических, биологических и биохимических препаратов в окружающую природную среду, что сказывается на состоянии здоровья населения. Муниципальная программа «Ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Нижнеудинского муниципального образования на 2021-2026 г.г.» утверждена ипостановлением администрации от 08.06.2021 № 344 (в редакции от 19.03.2024 № 344). Согласно разделу 3. «Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета Нижнеудинского муниципального образования» Программы общий объем расходов на реализацию муниципальной программы за счет всех источников составляет 0 тыс. руб. Вместе с тем ликвидация несанкционированных свалок невозможна без заключения муниципальных контрактов на их уборку в соответствии с требованиями статей 72-73 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на что необходимы денежные средства в объеме, определенном для их реального выполнения.

В связи с чем Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие администрации Нижнеудинского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках со следующим местоположением:

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования, в срок до дата обезличена ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на земельных участках со следующим местоположением:

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

<адрес обезличен>

обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования в срок до дата обезличена внести изменения и дополнения в муниципальную программу «Ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Нижнеудинского муниципального образования на 2021-2026 г.г.», утвержденную постановлением администрации от дата обезличена номер обезличен (в редакции от дата обезличена номер обезличен), предусмотрев финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра Иркутской области, муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник».

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен арендатор земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, - Гуляйкин А.А., дата обезличена г.р.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи на базе Падунского районного суда г. Братска, старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Корнышева Н.А. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Просила административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным действия, обязании устранения нарушений удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что органом местного самоуправления не принимались меры для обеспечения самостоятельной ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельных участках, являющихся предметом данного иска, установления виновных лиц, образовавших несанкционированное размещение отходов, выделения из местного бюджета денежных средств, либо заключения договора с региональным северным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения не представлено.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Качанов С.А. возражал против удовлетворения административных исковых требований, поскольку полагает, что администрацией полномочия исполняются надлежащим образом. Считает, что доказательств бездействия административным истцом не представлено. Администрация Нижнеудинского муниципального образования не располагает собственными средствами для ликвидации свалок, средства находятся в консолидированном ведении района, бюджет является дефицитным, денежные средства отсутствуют, предприсанные администрации мероприятия выполняются, просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района администрации муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенностям Пономарева Т.А. после перерыва не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании пояснила, что в виду отсутствия условий финансового обеспечения и объемов финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица по доверенности МБУ «Коммунальник» Сошина О.А., не явившаяся в судебное заедание после перерыва, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании указала, что МБУ «Коммунальник» осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальными заданиями администрации Нижнеудинского муниципального образования, связанными с выполнением работ и оказанием услуг. Муниципальных заданий от администрации Нижнеудинского муниципального образования по устранению свалок указанных в исковом заявлении не поступало, ввиду отсутствия финансирования.

Заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Территориальное управление Росимущества в Иркутской области, ООО «Региональный Северный Оператор», Управление Росреестра Иркутской области, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области по доверенности Самарцева С.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в отзыве на иск указала, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, кроме того, указала, что Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области и не обладает соответствующей компетенцией в спорных правоотношениях.

Заинтересованное лицо Гуляйкин А.А. в судебном заседании пояснил, что на арендуемой им у комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Нижнеудинска участке имеются аварийные разрушенные здания, о чем ему было известно при заключения договора аренды. Однако в договоре аренды указано, что демонтаж полуразрушенных зданий необходимо осуществить за счет средств и сил покупателя участка. В свою очередь, он является арендатором земельного участка, а не покупателем. Считает, что из бюджета выделяются необходимые денежные средства для устранения свалок, и администрация г.Нижнеудинска должна своими силами эти свалки ликвидировать.

В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом положений части 2 статьи 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц, извещенных о судебном заседании.

Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Корнышевой Н.А., представителя административного ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Качанова С.А., заинтересованного лица ГуляйкинаА.А., исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 КАС РФ разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Согласно преамбуле Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена, вопросы применения законодательства об охране окружающей среды и обеспечения права каждого на ее благоприятное состояние являются предметом рассмотрения судами при разрешении различных категорий дел в порядке гражданского, арбитражного, административного судопроизводства, включая споры о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; дела по спорам о прекращении или приостановлении деятельности; дела об оспаривании положений нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; дела об оспаривании действий (бездействия) и решений органов, уполномоченных принимать меры по охране окружающей среды; дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, из приведенных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции следует, что по правилам главы 22 КАС РФ подлежат рассмотрению дела об оспаривании действий (бездействия) и решений органов, уполномоченных принимать меры по охране окружающей среды.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом в силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении требований нормативных правовых актов при вынесении оспариваемого решения, действия (бездействия) и соответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложена на административного ответчика, административный истец должен доказать факт нарушения своих прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от дата обезличена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ)).

Федеральным законом от дата обезличена № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата обезличена № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Пункт 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность (пункт 2 статьи 226 ГК РФ).

С учетом специфических характеристик и особенностей гражданского оборота такого объекта права, как отходы, полномочия органов публичной власти в отношении отходов, собственник которых неизвестен, в рассматриваемом аспекте сводятся к устранению мест их несанкционированного размещения.

Таким образом, предусмотренному пунктом 2 статьи 226 ГК РФ праву обратить отходы производства и другие отходы в собственность корреспондируют обязанности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленные законодательством в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от дата обезличена номер обезличен-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от дата обезличена номер обезличен-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому (в редакции, распространяющей свое действие на возникшие правоотношения) если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно абзацам четыре и восемь статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).

Как следует из содержания статьи 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Судом установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой была инициирована проверка, по результатом которой установлено, что в границах Нижнеудинского муниципального образования осуществляется несанкционированное размещение отходов, расположенных на 26 земельных участках. Места несанкционированного размещения отходов находятся в границах Нижнеудинского муниципального образования.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами:

Так, актами комиссии по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, номер обезличен от дата обезличена, подтверждается проведение выездных проверок по обследованию земельных участков с применением фотофиксации. На обследуемых участках выявлено несанкционированное размещение отходов в виде строительного и бытового мусора, древесных отходов, сухостоя, оставшегося после несанкционированных разрушенных временных построек.

По фактам выявленных нарушений главой Нижнеудинского муниципального образования в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области дата обезличена номер обезличен направлено прошение об исключении из состава Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области, и включении в состав Территориальной схемы обращения с отходами перечня улиц.

Кроме того, постановлением администрации от дата обезличена номер обезличен внесены изменения в муниципальную программу «Ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Нижнеудинского муниципального образования на 2021-2026 г.г.», утвержденную постановлением администрации от дата обезличена номер обезличен (в редакции от дата обезличена номер обезличен).

Согласно разделу 3. «Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета Нижнеудинского муниципального образования» программы общий объем расходов на реализацию муниципальной программы за счет всех источников составляет 0 тыс. руб.

Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки в <адрес обезличен> по адресам: <адрес обезличен> имеют статус актуальные и относятся к категориям земель населенных пунктов.

Согласно договору номер обезличен от дата обезличена комитет по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования предоставил в аренду Гуляйкин А.А. земельный участок по адресу: <адрес обезличен> для индивидуального жилищного строительства. В п. 1.4. договора содержатся сведения, что на арендуемом участке имеется аварийное полуразрушенное здание жилого дома, которое необходимо демонтировать за счет средств, и силами покупателя.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, согласно положениям абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от дата обезличена № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от дата обезличена № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Уставом Нижнеудинского муниципального образования, размещенного на официальном сайте в сети Интернет, регулируются вопросы правовой, территориальной, организационной и экономической организации местного самоуправления в Нижнеудинском муниципальном образовании.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, суд исходит из того, что несанкционированные размещения отходов по спорным адресам на земельных участках, расположены на территории городского поселения - Нижнеудинского муниципального образования, в связи с чем администрация Нижнеудинского муниципального образования является надлежащим административным ответчиком по делу.

Оснований для возложения указанной обязанности на иных лиц либо иных субъектов публичных правоотношений не установлено.

При этом наличие несанкционированного размещения отходов свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Объем отходов определен в ходе проведения выездного обследования земельных участков в рамках комиссионного муниципального земельного контроля, результаты которого подтверждены актами, представленными в прокуратуру в качестве официальных документов. Указанное является достаточным доказательством, свидетельствующим о наличии несанкционированных свалок на земельных участках в указанных объемах. Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.

Не принимаются во внимание судом доводы представителя административного ответчика об отсутствии бездействия у административного ответчика в связи с проводимой администрацией работе по данному вопросу.

Доказательств, что администрацией Нижнеудинского муниципального образования принимались меры для обеспечения самостоятельных мер ликвидации несанкционированного размещения отходов, установления виновных лиц, образовавших несанкционированное размещение отходов, выделения из местного бюджета денежных средств, либо заключения договора с региональным северным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения стороной административного ответчика суду не представлено.

Несмотря на то обстоятельство, что администрацией Нижнеудинского муниципального образования представлены доказательства направления в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области уведомления о включении несанкционированных свалок в Территориальную схему обращения с отходами в Иркутской области, свалки не ликвидированы на момент рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку несанкционированное размещение отходов выявлено на территории Нижнеудинского муниципального образования, являющегося городским поселением, на которую распространяются его полномочия по решению вопросов местного значения, то и принятие достаточных мер, необходимых для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, входит именно в обязанности административного ответчика. Непринятие же соответствующих мер свидетельствует о бездействии администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Доводы административного ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования и заинтересованного лица администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» об отсутствии необходимого финансирования на исполнение обязательств по ликвидации свалок, суд находит несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не исключает исполнение обязанностей администрации Нижнеудинского района по вышеуказанным вопросам. Администрация Нижнеудинского муниципального образования не лишена права на возмещение необходимых расходов за счет межбюджетных трансфертов в соответствии со статьями 135 и 140 БК РФ.

Выявленные нарушения закона создают угрозу наступления негативных последствий в виде серьезного загрязнения земли, почв, на которых находятся указанные несанкционированные свалки отходов, также наличие названных свалок на территории г. Нижнеудинска может негативным образом сказаться на жизни и здоровье неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, оценив исследованные доказательства с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Нижнеудинского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированного размещения отходов производства на земельных участках, возложении обязанности на администрацию внести изменения и дополнения в муниципальную программу «Ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Нижнеудинского муниципального образования на 2021-2026 г.г.» подлежат удовлетворению. Поскольку бездействие администрации Нижнеудинского муниципального образования нарушает интересы Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, права граждан на благоприятную среду обитания.

В силу положений статьи 187, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения решения, суд с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений, принципов разумности и справедливости, возлагает обязанность на административного ответчика в срок до дата обезличена ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на вышеуказанных земельных участках, кроме того, в срок до дата обезличена внести изменения и дополнения в муниципальную программу «Ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории Нижнеудинского муниципального образования на <данные изъяты> г.г.».

Каких-либо возражений относительного срока, в течение которого должно быть исполнено решение, стороной административного ответчика не заявлялось.

В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд считает необходимым возложить обязанность на административного ответчика сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу по данному административному делу в течение десяти дней со дня истечения срока исполнения решения суда.

В силу положений статьи 114 КАС РФ и статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░:

1. <░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░:

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

<░░░░░ ░░░░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2021-2026 ░.░.», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                               ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-581/2024 ~ М-397/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Братский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Нижнеудинского МО
Другие
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Гуляйкин Александр Александрович
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области
Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунальник"
Министерство финансов Иркутской области
Администрация МР МО «Нижнеудинский район»
Управление Росреестра по Иркутской области
ООО "Региональный Северный Оператор"
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Филончук Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky--irk.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация административного искового заявления
08.04.2024Передача материалов судье
11.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее