Дело № 2-769/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2015 года
г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Черных О.В., при секретаре Сергеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МУП «Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского» о возложении обязанности разработать план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект,
УСТАНОВИЛ:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МУП «Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского» о возложении обязанности разработать план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства при использовании водных объектов, в результате которого установлены нарушения требований нормативных актов в сфере водопользования со стороны МУП «ВКХ г. Слободского», выразившиеся в отсутствии у предприятия согласованного плана снижения сбросов загрязняющих веществ. МУП «ВКХ г. Слободского» осуществляет использование водного объекта реки <данные изъяты> для целей сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных, в том числе дренажных, вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом Управления Росприроднадзора по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику выдано разрешение за № на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты на срок действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, неотъемлемой частью которого является перечень, допустимые концентрации и количество загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод, согласованный со стороны Управления Росприроднадзора по Кировской области, Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> области, <данные изъяты> управления территориального управления Федерального агентства по рыболовству, <данные изъяты> бассейнового водного управления. Указанным разрешением утверждены конкретные допустимые концентрации веществ, допустимых к сбросу в водный объект, которые МУП «ВКХ г. Слободского» не соблюдаются, фактическая концентрация ряда загрязняющих веществ превышает разрешенную. По результатам производственного контроля качества сбрасываемых сточных вод, проводимого в связи с исполнением условий предоставления водного объекта в пользование, фактически сбрасываемые сточные воды МУП «ВКХ г. Слободского» в водный объект реку <данные изъяты> характеризуются устойчивым превышением концентрации и количества (массы) ХПК на протяжении всего <данные изъяты> года. Однако в нарушение ст.26 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п.2 Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади МУП «ВКХ г. Слободского» не разработало и не утвердило в установленном порядке план снижения сбросов при наличии у него такой обязанности. При этом установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Отсутствие у МУП «ВКХ г. Слободского» разработанного и утвержденного плана снижения сбросов приводит к непроведению предприятием мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах до допустимых показателей, что создает угрозу причинения вреда водному объекту реке Вятка и, в свою очередь, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника данного водного объекта.
В судебном заседании помощник Кировского межрайонного природоохранного прокурора Лохтин А.Ю. на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представители ответчика МУП «ВКХ г. Слободского» по доверенности Бушкова Л.В., Кондратов А.И. исковые требования прокурора не признали в полном объеме, просили в их удовлетворении отказать. При этом ответчиком представлен письменный отзыв (л.д.35-37), в котором указано, что величина химического потребления кислорода (ХПК), по которой имеется превышение, подвержена довольно значительным и закономерным сезонным колебаниям. Влияние на биологический потенциал водной среды отсутствует, пробы суточной воды не оказывают токсического действия на тест-объект согласно производственному контролю. Фактически очистные сооружения канализации г. <данные изъяты> работают с эффективностью очистки по части показателей загрязняющих веществ. На предприятии разработан и согласован план водоохранных мероприятий. Кроме того, МУП «ВКХ г. Слободского» согласовало и утвердило ХПК в составе проекта нормативов допустимых сбросов как свойство сточных вод.
Представитель третьего лица – Отдела водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Кировской области Гизатуллин И.М. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв (л.д.64), в котором просил дело рассмотреть без участия представителя Управления, исковые требования прокурора поддержал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.2 ст.3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу п.2 ст.39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов (далее - НДС) - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Материалами дела установлено, что муниципальное унитарное предприятие «Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского» (далее – МУП «ВКХ г. Слободского») осуществляет использование водного объекта реки <данные изъяты> для целей сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных, в том числе дренажных, вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного департаментом экологии и природопользования <данные изъяты> области (л.д.8-11).
Приказом Управления Росприроднадзора по Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «ВКХ г. Слободского» выдано разрешение за № на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты на срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
В приложении к разрешению на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, являющемся его неотъемлемой частью, установлен перечень, допустимые концентрации и количество загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод. Данный перечень, допустимые концентрации и количество загрязняющих веществ рассчитаны в проекте нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, согласованном с Управлением Росприроднадзора по Кировской области, Управлением Роспотребнадзора по <данные изъяты> области, <данные изъяты> управлением территориального управления Федерального агентства по рыболовству, департаментом Росгидромета по <данные изъяты>, <данные изъяты> бассейновым водным Управлением (л.д.13).
Названным разрешением, выданным на основании согласованного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, утверждены конкретные нормативы допустимого сброса веществ в водный объект – реку <данные изъяты>.
Однако указанные нормативы допустимого сброса веществ МУП «ВКХ г. Слободского» не соблюдаются, фактическая концентрация ряда загрязняющих веществ превышает разрешенную.
В частности, из материалов дела следует, что на протяжении всего <данные изъяты> года фактически сбрасываемые сточные воды МУП «ВКХ г. Слободского» в водный объект реку <данные изъяты> характеризуются устойчивым превышением концентрации и количества (массы) ХПК.
Так, согласно сведениям по результатам учета объема сброса сточных (дренажных) вод МУП «ВКХ г. Слободского» в 1 квартале <данные изъяты> года фактическая концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах составила: ХПК - <данные изъяты> мг/литр при допустимой концентрации 15 мг/дм3, фактическое количество сброшенного загрязняющего вещества составило <данные изъяты> тонн при допустимом в 1 квартале - <данные изъяты> тонны. Во 2 квартале <данные изъяты> года фактическая концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах составила: ХПК - <данные изъяты> мг/литр при допустимой концентрации 15 мг/дм3, фактическое количество сброшенного загрязняющего вещества составило <данные изъяты> тонн при допустимом во 2 квартале - <данные изъяты> тонны. В 3 квартале <данные изъяты> года фактическая концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах составила: ХПК - <данные изъяты> мг/литр при допустимой концентрации 15 мг/дм3, фактическое количество сброшенного загрязняющего вещества составило - <данные изъяты> тонны при допустимом в 3 квартале - <данные изъяты> тонны. В 4 квартале <данные изъяты> года фактическая концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах составила: ХПК - <данные изъяты> мг/литр при допустимой концентрации 15 мг/дм3, фактическое количество сброшенного загрязняющего вещества составило <данные изъяты> тонн при допустимом в 4 квартале - <данные изъяты> тонны (л.15-18). Указанные обстоятельства подтверждаются и протоколами анализа проб и лабораторных испытаний (л.д.39-49).
Факт превышения концентрации и количества (массы) ХПК за указанный период ответчиком не оспаривается.
В соответствии с «РД 52.24.421-2012. Руководящий документ. Химическое потребление кислорода в водах. Методика измерений титриметрическим методом», утвержденным Росгидрометом 26 декабря 2011 года, химическое потребление кислорода (ХПК) - количество кислорода, расходуемого на окисление содержащихся в воде органических и неорганических веществ сильными окислителями, Величина ХПК характеризует суммарную концентрацию в воде органических веществ. ХПК является общепринятым, важным и достаточно быстро определяемым показателем для характеристики загрязнения природных и сточных вод органическими соединениями.
Из материалов дела и во взаимосвязи с названными выше положениями закона следует, что показатель ХПК по отношению к деятельности ответчика является нормируемым, в том числе и как свойство сточных вод, что составляет 15 мг/дм3 согласно проекту нормативов допустимого сброса, действующему на данном предприятии (л.д.13-14).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», Закон) организация, осуществляющая водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Статьей 26 данного Федерального закона определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Указанные лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов (часть 2 статьи 26 Закона). Организация, осуществляющая водоотведение, разрабатывает план снижения сбросов и утверждает такой план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (часть 3 статьи 26 Закона).
Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 года № 317 (далее - Положение № 317), план разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения нормативов допустимых сбросов.
План разрабатывается организациями, осуществляющими водоотведение (далее - организации), а также абонентами в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы (пункт 3 Положения № 317). Планы разрабатываются на срок до 7 лет. Организации осуществляют разработку планов согласно утверждаемым в установленном порядке целевым показателям очистки сточных вод и учитывают их при разработке своих инвестиционных программ (пункт 4 Положения № 317). План включает в себя: а) мероприятия по снижению сбросов - строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а также централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод; б) сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов; в) сроки выполнения мероприятий по снижению сбросов; г) объем расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов; д) сведения об ответственных за выполнение мероприятий по снижению сбросов должностных лиц (пункт 5 Положения № 317). Мероприятия по снижению сбросов включаются в план последовательно в порядке их значимости. Критерием значимости мероприятий, включаемых в план, является снижение концентрации, количества (массы) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в составе сточных вод (пункт 6 Положения № 317). Организации утверждают план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 6 Положения № 317).
Однако вопреки названным требованиям МУП «ВКХ г. Слободского» не разработало и не утвердило в установленном порядке план снижения сбросов при наличии у предприятия с учетом вышеизложенного обязанности разработать и утвердить таковой план. Эта обязанность в данном случае, исходя из установленной указанными выше правовыми актами нормированности показателя ХПК, не может быть поставлена в зависимость от сезонных колебаний и иных характеристик водного объекта.
Суду представлен ответчиком план водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта на <данные изъяты>-<данные изъяты> годы, утвержденный директором МУП «ВКХ г. Слободского» Журавлёвым Д.Ю. (л.д.52). Однако из анализа данного плана следует, что последний не соответствует ни по форме, ни по содержанию требованиям пункта 5 Положения № 317, а потому суд не принимает его в качестве плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект реку <данные изъяты>.
Кроме того, с учетом вышеизложенного, поскольку в данном случае показатель ХПК в правовом смысле является нормируемым, а его допустимая концентрация и количество (масса) МУП «ВКХ г. Слободского» не соблюдается, то суд отвергает довод ответчика об отсутствии оснований для разработки и утверждения плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект реку <данные изъяты> как несостоятельный.
Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, отсутствие у МУП «ВКХ г. Слободского» разработанного и утвержденного плана снижения сбросов приводит к непроведению предприятием мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, в частности ХПК, до допустимых показателей, что создает угрозу причинения вреда водному объекту реке <данные изъяты> и, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника данного водного объекта.
При таких обстоятельствах иск Кировского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, суд, руководствуясь критериями разумности и справедливости, определяет в данном случае срок совершения возлагаемых на ответчика действий - до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект реку <данные изъяты> и предоставить его для согласования в уполномоченный орган исполнительной власти <данные изъяты> области в сфере водных отношений, администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» и Управление Росприроднадзора по Кировской области.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского» в доход бюджета муниципального образования «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья - О.В. Черных