Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-278/2022 ~ М-50/2022 от 31.01.2022

УИД 03RS0053-01-2022-000119-58

№ 2а-278/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково 07 июня 2022 года                 

Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Благодаровой В.А.,

при секретаре судебного заседания Амоновой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, административное исковое заявление Шабуневич З.Ш., Васильева В.С., Новикова А.В. к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Шабуневич З.Ш., Васильев В.С., Новиков А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков.

В обоснование требований указано, что 27.05.2021г. Шабуневич З.Ш., Васильевым В.С. и Новиковым А.В. (далее - истцы) было подано в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее - ответчик) заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, Старокамышлинский сельсовет из категории «сельхозназначения» на «для ведения гражданами садоводства и огородничества».

Уведомлением от ДАТА было отказано в изменении вида разрешённого использования земельного участка со ссылкой на положения п.5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ДАТА Шабуневич З.Ш., Васильевым В.С., Новиковым А.В. было подано в адрес Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по <адрес> (далее - Ответчик) заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> из категории «сельхозназначения» на «для ведения гражданами садоводства и огородничества».

Уведомлением от ДАТА было отказано в изменении вида разрешённого использования земельного участка со ссылкой на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДАТА № «О делегировании полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан территориальным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами, государственная собственность на которые нс разграничена» у Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан но Кушнаренковскому району нет полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в частной собственности.

Истцы считают данный отказ незаконным и необоснованным, как по существу, так и по процессуальным основаниям, также считают, что решение об отказе изменения вида разрешенного использования земельного участка нарушающим их законное право, вынесен по формальным основаниям, без законных обоснований.

С учетом уточнения требований, просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по <адрес> об отказе в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> из категории «сельхозназначения» на «для ведения гражданами садоводства и огородничества». Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по <адрес> но <адрес> осуществить изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> из категории «сельхозназначения» на «для ведения гражданами садоводства и огородничества».

В судебное заседание административные истцы не явились, при надлежащем извещении.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению собственностью Министерства земельных отношений в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан в судебное заседание не явилась, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, представили отзыв, в котором в удовлетворении просили отказать.

Представитель заинтересованного лица Муниципального отдела по Дюртюлинскому и Кушнаренковскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан Аранцева Г.Ф. в судебное заседание не явилась, при надлежащем извещении.

Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан в судебное заседание не явилась, при надлежащем извещении.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся материалам административного дела.

Изучив и оценив материалы административного дела №а-278/2022, суд приходит к следующему.

В частности, в силу ч.13 ст. 34 Федерального закона от ДАТА №- Ф «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установленные или изменение видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Из подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ следует деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (пункт 1).

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

В силу статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно статье 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статьей 79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1). Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебноопытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункт 4). Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».В силу статьи 2 Закона №172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц); выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц); выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной’ категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.

Согласно, сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, отнесенный к категории земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, ДАТА на основании нотариально удостоверенного договора дарения доли в праве общей собственности на земельный участок от ДАТА, зарегистрировано право собственности Васильева В.С.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от ДАТА N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на определенные категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого, устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст.1, ч.2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-Гк РФ)).

В соответствии с п.6 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п.7 ст.36 Градостроительного кодекса).

Согласно статье 37 Гк РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3 Гк РФ).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 Гк РФ).

Согласно п.5 ст.37 Гк РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

При этом в настоящее время федеральными законами, в том числе Законом № 73-ФЗ, порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не определен.

Таким образом, в силу требований норм действующего законодательства и сложившейся судебной практики (в частности кассационное определение Верховного Суда РФ от ДАТА №-КАД21-3-К2) императивно установлена невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков категории земли сельскохозяйственного назначения.

Требование истца об обязании Управления совершить действия по осуществлению изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: № из категории «сельхозназначение» на «для ведения гражданами садоводства и огородничества» не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может приниматься решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии в совокупности двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения требования административного истца об обязании Управления отсутствуют.

Кроме того, судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН 19.04.2022г. Васильев В.С. обратился в Республиканское государственное автономное учреждение многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - РГАУ МФЦ) с заявлением, адресованным Управлению, осуществить изменение вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, на «для ведения гражданами садоводства и огородничества».

По результатам проведенной правовой экспертизы ДАТА государственным регистратором прав Аранцевой Г.Ф. на основании п. 7, 20, 20.1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДАТА № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принято решение о приостановлении осуществления действий по осуществлению изменения вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером: 02:36:140602:811.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного искового заявления Шабуневич З.Ш., Васильева В.С., Новикова А.В. к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-278/2022 ~ М-50/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Владислав Сергеевич
Новиков Алексей Владимирович
Шабуневич Земфира Шамилевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Кушнаренковскому району
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ
Суд
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Благодарова Вероника Александровна
Дело на сайте суда
kushnarenkovsky--bkr.sudrf.ru
31.01.2022Регистрация административного искового заявления
31.01.2022Передача материалов судье
01.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Подготовка дела (собеседование)
28.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2022Предварительное судебное заседание
06.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
07.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее