мотивированное решение суда изготовлено 25.05.2023 года
административное дело № 2а-3174/2023
УИД 66RS0004-01-2023-001105-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 11 мая 2023 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуняшиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудрякова В. Ю. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании задолженности по налогам и пени безнадежными к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Кудряков В.Ю. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, в котором с учетом уточнений просил о признании безнадежной к взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 40328 рублей 08 копеек, пени в размере 18918 рублей 04 копейки в также пени, начисленной на сумму недоимки с 12.04.2023 по дату ее фактического списания.
В обоснование доводов административного иска указано, что Кудряков В.Ю. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга в качестве плательщика налога на имущество физических лиц. Административным истцом в налоговом органе получена справка из которой следует наличие задолженности по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 757013110 в размере 38982 рубля, из которых 30390 за 2014 год, 8592 рубля за 2015 год, по ОКТМО 75652425 в размере 306 рублей, 4 рубля за 2016 год, 302 рубля за 2017 год. Задолженность по пени составляет 18918 рублей 04 копейки. Общая сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц согласно справке № 2023-55135 о наличии па дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика по состоянию на 16.03.2023 39288 рублей. Общая сумма задолженности по пени на 11.04.2022 18918 рублей 04 копейки. Административный истец, полагая, что срок для принудительного взыскания налоговой недоимки у налогового органа истек, возможность взыскания с истца этой задолженности в силу истечения установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков взыскания утрачена, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска, МИФНС России №22 по Челябинской области, ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края.
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения требований административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания, и вынести решение.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений гл. 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций составляет шесть месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из приведенных положений закона, принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов пеней штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 № 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.
Таким образом, правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Кроме того, в силу положений ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с названной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (часть 1).
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 указанной статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (часть 3).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кудряков В.Ю. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга в качестве плательщика налога на имущество физических лиц.
По данным налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам у Кудрякова В.Ю. по состоянию на 11.04.2023 имеется задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 30390 рублей, за 2015 в размере 8592 рубля (ОКТМО 75701310), за 2016 год в размере 4 рубля, за 2017 в размере 302 рубля (ОКТМО 75652425), пени в размере 18918 рублей 04 копейки.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.12.2021 по делу № 2а-8815/2021 административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга к Кудрякову В.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 год в сумме 9661 рублей 86 копеек и пени оставлено без удовлетворения ввиду пропуска срока, установленного абз. 1 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 17.11.2017 года по делу 2а-12932/2017 удовлетворено административное исковое заявление ИФНС России по Калининскому району города Челябинска к Кудрякову В.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 годы в сумме 47980 рублей 08 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 199 рублей 76 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 29.03.2018 по делу ЗЗа-5367/2018 решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 17.11.2017 отменено, производство по административному делу прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга по делу № 2а-2480/2019 от 28.05.2019 в удовлетворении исковых требований ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска к Кудрякову В.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 годы в размере 49529 рублей 88 копеек, пени в размере 308 рублей 20 копеек отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда по делу № 33а-16769/2019 от 16.10.2019 решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 28.05.2019 отменено в части, принято новое решение, которым, с Кудрякова В.Ю. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 8596 рублей, пени. Указанное апелляционное определение исполнено в добровольном порядке, что подтверждается платежными поручениями № 253 от 24.11.2019, № 163 от 30.07.2019.
01.02.2023 Кудряков В.Ю. обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга с заявлением о списании недоимки по налогу на имущество физических лиц, однако списание недоимки не произведено.
Факт наличия указанной недоимки административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с названным Кодексом.
Учитывая, что налоговым органом предпринимались меры для принудительного взыскания с налогоплательщика недоимки по налогу на имущество физических лиц, в удовлетворении требований налогового органа отказано, в части требования налогового органа исполнены, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014-2017 годы, в связи с чем, требования административного истца в данной части подлежат удовлетворению.
Разрешая требования о признании безнадежной к взысканию недоимки по пене, суд учитывает, что в силу п.п. 1, 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Кодекса).
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08.02.2007 № 381-О-П, от 17.02.2015 № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Суд учитывает, что налоговым органом не представлены сведения об обоснованности начисления пени в сумме 18918 рублей 04 копейки, сведений о недоимке по налогу, на которую произведено начисление пени, а также о соблюдении порядка, процедуры ее взыскания. Также налоговым органом не представлено сведений о периоде образования пени, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания указанной недоимки безнадёжной к взысканию.
С учетом утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, применению подлежит подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Требование Кудрякова В.Ю. о признании безнадежной к взысканию пени, начисленной на сумму недоимки с 12.04.2023 по дату ее фактического списания, удовлетворению не подлежит, поскольку на день рассмотрения дела указанная задолженность налоговым органом не исчислялась.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 30390 ░░░░░░, ░░ 2015 ░ ░░░░░░░ 8592 ░░░░░ (░░░░░ 75701310), ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░, ░░ 2017 ░ ░░░░░░░ 302 ░░░░░ (░░░░░ 75652425), ░░░░ ░ ░░░░░░░ 18918 ░░░░░░ 04 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░