Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-2810/2024 ~ М-567/2024 от 23.01.2024

УИД 11RS0001-01-2024-001226-04

Дело № 2а-2810/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Котова Р.В.,

при секретаре Мокиевой А.О.,

с участием административного истца Томова И.И., представителя административных ответчиков Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Республики Коми Эдигер Е.Г., представителя заинтересованного лица ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Стародубца Е.В.,

рассмотрев 23 июля 2024 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Томова Ивана Ивановича к прокуратуре Республики Коми о признании незаконным ответа на обращение, взыскании компенсации,

установил:

Томов И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Республики Коми о признании незаконным ответа на обращение, взыскании компенсации.

В обоснование требований административный истец указал, что ** ** ** им в адрес прокуратуры Республики Коми направлена жалоба на ответы Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ** ** ** за подписью Ковалевского М.В., от ** ** ** за подписью Павлюка А.Д. По результатам административным истцом получен ответ прокуратуры Республики Коми от ** ** ** за подписью начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Немирова Д.М., с которым он не согласен, поскольку указанный ответ является необоснованным. В том числе при рассмотрении обращения должностным лицом оставлены без внимания ряд доводов, изложенных в обращении от ** ** **, по которым не дано письменного ответа по существу. Между тем, оставление без рассмотрения и оценки доводов, указанных в обращении, противоречит принципу справедливости, поскольку требования объективного и всестороннего рассмотрения обращения и эффективного восстановления в правах применительно к решениям вышестоящих прокуроров предполагают обязательность фактического и правого обоснования принимаемых решений, что не возможно без последовательного рассмотрения и оценки доводов соответствующей жалобы. В связи с изложенным, просит признать ответ Немирова Д.М. необоснованным, взыскать компенсацию в размере 19 500 рублей.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Генеральная прокуратура Российской Федерации, начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми
Немиров Д.М., в качестве заинтересованных лиц – ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, заместитель Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ковалевский М.В., Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Павлюк А.Д.

В судебном заседании административный истец Томов И.И. на удовлетворении требований, изложенных в иске, настаивал.

Представитель административных ответчиков Эдигер Е.Г. с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что ответ на обращение административному истцу дан в установленном законом порядке.

Представитель заинтересованного лица ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Стародубец Е.В. поддержал позицию административных ответчиков.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке сторон, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Заслушав административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, ** ** ** в ходе проведения проверки деятельности ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми административный истец Томов И.И. в ходе личного приема обратился с устным обращением к прокурору Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по факту нарушения его прав и законных интересов со стороны администрации исправительного учреждения. Нарушения, по мнению заявителя, выразились в незаконном удержании исправительным учреждением ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми денежных средств, поступивших на его счет на основании решения Интинского городского суда Республики Коми по делу
№..., невыдаче в магазине исправительного учреждения кассовых чеков и неприобщении их к лицевым счетам осужденных, а также о невыдаче начальником исправительного учреждения ему на руки справки о поощрениях и взысканиях, о некачественном питании в столовой, имеющихся претензиях к выпекаемому хлебу.

Указанное обращение Томова И.И. зарегистрировано в Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ** ** **.

По результатам рассмотрения обращения за подписью уполномоченного должностного лица Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ковалевского М.В. административному истцу дан мотивированный ответ от ** ** ** №... о законности и обоснованности произведенных ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми удержаний взысканных по решению Интинского городского суда Республики Коми по делу №... денежных средств со ссылкой на положения статьей 100, 107 УК РФ, статью 101 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», об отсутствии правовых оснований для выдачи справки о поощрениях и взысканиях.

Кроме того, обращение административного истца в части доводов о невыдаче в магазине кассовых чеков и неприобщении их к лицевым счетам осужденных, о некачественном питании в столовой, имеющихся претензиях к выпекаемому хлебу, ** ** ** на основании пункта 3.5 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора России от 30.01.2013 № 45 (далее – Приказ № 45), перенаправлено в УФСИН России по Республике Коми.

Также ** ** ** в прокуратуру Республики Коми поступило аналогичное обращение Томова И.И. о незаконном удержании исправительным учреждением денежных средств, поступивших на его счет на основании решения Интинского городского суда Республики Коми по делу №....

** ** ** на основании пункта 3.2 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом № 45, данное обращение направлено для рассмотрения в Ухтинскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

** ** ** в соответствии пунктом 3.4 указанной инструкции обращение
Томова И.И. перенаправлено в Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

** ** ** обращение административного истца поступило в Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

** ** ** обращение Томова И.И. по доводам, касающимся бездействия должностных лиц бухгалтерии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми по удержанию денежных средств из компенсационной выплаты, в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции направлено для рассмотрения прокурору Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

По результатам рассмотрения обращения в оставшейся части ** ** ** административному истцу за подписью уполномоченного должностного лица Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Павлюка А.Д. дан мотивированный ответ №..., в котором разъяснено, что денежные средства, полученные по решению суда в качестве компенсации морального вреда, не в ходят в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Ответ вручен административному истцу ** ** **.

Не согласившись с результатами рассмотрения его обращений в Сыктывкарской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, административный истец обратился в прокуратуру Республики Коми с обращением от ** ** **, содержащим аналогичные доводы, несогласии с результатами проверки по его обращениям в специализированной прокуратуре, которое зарегистрировано в прокуратуре Республики Коми ** ** **.

По результатам рассмотрения указанного обращения ** ** ** административному истцу за подписью уполномоченного должностного лица прокуратуры Республики Коми – начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний
Немирова Д.М. дан мотивированный ответ №..., в котором также, со ссылкой на конкретные нормативно-правовые акты, разъяснено, что денежные средства, полученные по решению суда в качестве компенсации морального вреда, не в ходят в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, а также тот факт, что осужденным запрещено иметь при себе справку о поощрениях и взысканиях.

При этом суд при оценке правомерности заявленных административным истцом требований, руководствуется следующим.

Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).

На основании ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей 129 Конституции РФ определены Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 которого прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

В силу требований части 3 указанной статьи ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

Пунктом 3.1 указанной Инструкции установлено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.4 Инструкции).

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5 Инструкции).

Согласно пункту 5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Согласно требованиям статьи 10 Федерального закона орган, рассматривающий обращение, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, ответ подписывается уполномоченным на то лицом.

Обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям (пункт 6.1 Инструкции).

Ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (пункт 6.4 Инструкции).

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если такое предусмотрено законом (пункт 6.5 Инструкции).

Давая оценку правомерности оспариваемым решениям по доводам административного иска, установив, что при даче ответа от ** ** ** доводы обращения истца, исходя из подведомственности поставленных в них вопросов, рассмотрены, выводы, по которым доводы истца при рассмотрении поданного им обращения должностным лицом прокуратуры республики оставлены без удовлетворения, подробно мотивированы со ссылкой на фактические обстоятельства и требования законодательства, а также с учетом оценки рассмотрения предыдущих обращений нижестоящими прокурорами Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, обращение административного истца в части требований в установленный законном срок перенаправлено в орган, в компетенцию которого входят поставленные в обращении вопросы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поданное обращение рассмотрено уполномоченным лицом по существу поставленных в нем вопросов и в установленный законом срок.

Несогласие административного истца с содержанием направленного ответа не может быть учтено в качестве основания для признания оспариваемого решения незаконным.

На основании п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Как следует из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Закона о прокуратуре, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица проводится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Ссылка заявителя на то, что при рассмотрении его обращения, поступившего в орган прокуратуры ** ** **, ответы на ряд вопросов обращения ему не даны, безосновательна, поскольку ответ по результатам рассмотрения указанного обращения в прокуратуре Республики Коми подготовлен с учетом оценки рассмотрения предыдущих обращений нижестоящими прокурорами Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, что нашло отражение при подготовке оспариваемого ответа. Таким образом, каких-либо фактов, свидетельствующих о ненадлежащем рассмотрении обращения, в том числе не отражении сведений по каким-либо фактам, изложенным в обращении, не установлено.

При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенного правового регулирования оснований полагать, что действиями (бездействием) административных ответчиков, в том числе при рассмотрении обращения Томова И.И. и направлении ответа за подписью начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми Немирова Д.М. от ** ** **, были нарушены вышеуказанные требования законодательства в указанной сфере, а также права и законные интересы Томова И.И., не имеется.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решений, действий (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решений, действий (бездействия) незаконным.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке, установленном частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом не представлено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Томова И.И., поскольку нарушений действующего законодательства и прав административного истца со стороны административных ответчиков по настоящему делу не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ** ** ** №... ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.07.2024.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2810/2024 ~ М-567/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Томов Иван Иванович
Ответчики
Прокуратура Республики Коми
начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Прокуратуры Республики Коми Немиров Д.Н.
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Другие
ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми
заместитель Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ковалевский М. В.
Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Павлюк А.Д.
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Котов Роман Владимирович
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
23.01.2024Регистрация административного искового заявления
24.01.2024Передача материалов судье
24.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.02.2024Предварительное судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.05.2024Производство по делу возобновлено
27.06.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее