Дело № 12-570/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«17» мая 2016 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Веселкова Т.А.,
рассмотрев жалобу Степанова Р.В. на постановление Государственного инспектора труда (правового) №... от ** ** ** года по делу об административном правонарушении в отношении Степанова Р.В. по ч.1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного инспектора труда (правового) №... от ** ** ** года Степанов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, где ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Степанов Р.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным, необоснованным и отменить.
В обоснование жалобы указано, что А.Ю. отказалась ставить подпись в трудовом договоре, что подтверждается актом от ** ** ** года об отсутствии подписи в трудовом договоре, записью в трудовом договоре. Также А.Ю. была ознакомлена с приказом о приеме на работу, при этом получить данный приказ на руки отказалась, а также отказалась его подписывать, что подтверждается актом об отсутствии подписи на приказе, при этом с письменным заявлением о получении документов, относящихся к трудовой деятельности не обращалась. Вопрос об отсутствии составленного акта об отказе работника ознакомиться с приказом об увольнении, решение таких вопросов связано с увольнением работника, данный вопрос не находится в компетенции трудового инспектора.
Из письменных возражений Государственного инспектора труда (правового) следует, что выводы инспектора труда являются обоснованными, все выявленные нарушения документально подтверждены.
В судебном заседании Степанов Р.В. не участвует, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела. Представитель заявителя Маркелова Т.В., действующая по доверенности, в суде на доводах, изложенных в жалобе, настаивала.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел) Королева О.А., действующая по доверенности, с жалобой не согласна.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Согласно ст. 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что согласно трудового договора от ** ** ** А.Ю. состояла в трудовых отношениях с ООО «...» в должности продавца с должностным окладом в размере ... рублей с надбавкой за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере ...% районного коэффициента к заработной плате в размере ...% (приказ №... от ** ** ** года «О приеме работника на работу»).
Зезеговой А.Ю. второй экземпляр трудового договора получен ** ** ** года, что подтверждается личной подписью в договоре. Также А.Ю. ** ** ** года была ознакомлена с приказом о приеме на работу, с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами, что подтверждается ее подписями.
На основании объяснительной Зезеговой А.Ю. работодателем составлен акт №... от ** ** ** года о невыходе работника на свою очередную смену, с актом А.Ю. ознакомлена под роспись.
Согласно данного акта издан приказ «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения», с данным приказом А.Ю. под роспись не ознакомлена.
Таким образом, инспекцией были выявлены три нарушения: 1) абз. 1 ч.1 ст.21 и ч.1 ст.67 Трудового кодекса Российской Федерации, где работодатель не предоставил второй экземпляр трудового договора А.Ю., полученный на руки только ** ** ** года; 2) абз.9 ч.2 ст.22, ст.68 Трудового кодекса Российской Федерации, где работодатель не ознакомил А.Ю. с приказом о приеме на работу и с локальными нормативными актами (правилами внутреннего трудового распорядка); абз. 6 ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации, где работодателем не составлен соответствующий акт об отказе работника от ознакомления с приказом «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения» под роспись.
Дата совершения административного правонарушения – ** ** ** года, ** ** ** года, выявлено – ** ** ** года.
Место совершения административного правонарушения – ...
Таким образом, директор ООО «...» (по выписке из ЕГРЮЛ и по приказу) Степанов Р.В. совершил административно правонарушение по ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из положений статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Трудовой договор А.Ю. получен только ** ** **. На работу работник принята ** ** **. При этом нет никаких данных и документально подтвержденных доказательств тому, что ранее ** ** ** года А.Ю. отказывалась от получения второго экземпляра трудового договора.
В силу статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Из пояснений в жалобе следует, что А.Ю. была ознакомлена с приказом о приеме на работу, получить данный приказ на руки отказалась, подписывать не желала, что подтверждается актом об отсутствии подписи на приказе, однако при проведении проверки в инспекцию данный акт не был представлен.
Статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
С приказом о применении к Зезеговой А.Ю. дисциплинарного взыскания в виде увольнения от ** ** ** года работник не ознакомлена, соответствующий акт об отказе от ознакомления и подписи указанного приказа не представлен.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия соглашений и трудового договора; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством РФ; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Выявленные инспекцией нарушения законодательства о труде, а именно выше отраженных положений законодательства о труде, подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с положениями статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;
направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;
направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом проверены полномочия Государственной инспекции труда в Республике Коми (Сыктывкарский отдел), нарушения не были выявлены.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом согласно примечанию к указанной норме следует также понимать руководителей и других работников организаций, совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
В рассматриваемом случае Степанов Р.В., как директор ООО ...» должен был знать о необходимости соблюдения норм законодательства в сфере труда, однако допустил их нарушение.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях Степанова Р.В. события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы Степанова Р.В. не подтверждаются совокупностью материалов дела, в связи с чем судом во внимание не принимаются.
Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах санкции, установленной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 29.9 и 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу судом, при рассмотрении жалобы, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░№... ░░ ** ** ** ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░