Дело №...а-2360/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягкова Е.А.,
при секретаре Бондаренко Е.В.,
с участием представителя административного истца Волгоградского транспортного прокурора – Стародубова В.О., представителя Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Волгоградской области – Черкеза А.А., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года в городе Волгограде административное дело по административному иску Волгоградского транспортного прокурора к Центру ГИМС Главного управления МЧС России по Волгоградской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Волгоградского транспортного прокурора обратился в суд с административным иском к Центру ГИМС Главного управления МЧС России по Волгоградской области о возложении обязанности. Свои требования мотивирует тем, что Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросам исполнения законодательства о внутреннем водном транспорте при эксплуатации плавучих объектов, расположенных вблизи Центральной набережной г. Волгограда. В результате проверки установлено, что плавучим объектом является плавучий дом, расположенный у правого берега ... в районе Волгоградского моста (мост через ...) по адресу: г.Волгоград, Набережная 62 Армии, .... Собственником объекта является Петров Д.В. Данный плавучий объект состоит на учете в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области в качестве маломерного судна. Вместе с тем, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов за исключением наплавных мостов. Плавучий дом относится к числу плавучих объектов и с учетом требований закона подлежит учету бассейновыми организациями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны ФАУ «Российский речной регистр», а не органов ГИМС МЧС России. Согласно письму Центра ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ плавучий объект до настоящего времени состоят на учете инспекции. Согласно справке эксперта Нижне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» от ДД.ММ.ГГГГ в случае если бы данный объект находился на классификационном учете Нижнее-Волжского филиала Речного Регистра, то на момент осмотра техническое состояние плавучего объекта было бы признано как негодное. Эксплуатация в таком случае не допускается. В соответствии с п. 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №..., исключение судна из Реестра маломерных судов осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна. Плавучий объект, принадлежащие Петрову Д.В. и зарегистрированный в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области с присвоением регистрационного номера 1328 ВИ, к маломерным судам фактически не относится, состоять на регистрационном учете маломерных судов, ведение которого осуществляется органами ГИМС, не может и подлежит исключению (снятию с учета) из реестра маломерных судов. Незаконная регистрация указанных плавучих объектов в качестве маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за их эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц.
В связи с чем, административный истец просит суд возложить на административного ответчика обязанность исключить из Реестра маломерных судов плавучий дом, бортовой №... ВИ, судовой билет маломерного судна серии Г №....
В судебном заседании представитель административного истца Стародубов В.О. административное исковое заявление поддержал и настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Волгоградской области по доверенности Черкеза А.А. в судебном заседании административные исковые требования признал, пояснил, что самостоятельно административный ответчик не может выполнить указанные действия без заявления собственника плавучего объекта.
Заинтересованное лицо Петров Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причине своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросам исполнения законодательства о внутреннем водном транспорте при эксплуатации плавучих объектов, расположенных вблизи Центральной набережной г. Волгограда.
В ходе проверки установлено, что собственником плавучего объекта – плавучего дома, расположенного у правого берега ... в районе Волгоградского моста (мост через ...) по адресу: г.Волгоград, Набережная 62 Армии, ..., является Петров Д. В..
По результатам проверки установлено, что плавучий объект – плавучий дом, расположенный у правого берега ... в районе Волгоградского моста (мост через ...) по адресу: г.Волгоград, Набережная 62 Армии, ..., принадлежащий Петрову Д.В. состоит на учете в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области в качестве маломерного судна, о чем свидетельствует судовой билет Г №... от ДД.ММ.ГГГГ, бортовой номер судна 13-28 ВИ.
В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно абз. 25 ст. 3 КВВТ РФ плавучий объект – это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.
В силу ч. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.
В рамках реализации ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ ФАУ «Российский Речной Регистр» разработаны и утверждены приказом от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов».
В силу ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.
Согласно ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в силу ст. 3 КВВТ РФ судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В соответствии с пп. 4, 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №..., ГИМС МЧС России осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
Таким образом, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов за исключением наплавных мостов.
При таких обстоятельствах объект – плавучий дом относится к числу плавучих объектов и с учетом требований закона подлежат учету бассейновыми организациями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны ФАУ «Российский речной регистр», а не органов ГИМС МЧС России.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» ст.ст.3, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации дополнены понятием плавучего объекта, который подлежит учету в администрации бассейна внутренних водных путей.
Вместе с тем, согласно письму Центра ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №... данный плавучий объект до настоящего времени состоят на учете инспекции.
Согласно справке эксперта Нижне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» от ДД.ММ.ГГГГ в случае если бы данный объект находился на классификационном учете Нижнее-Волжского филиала Речного Регистра, то на момент осмотра техническое состояние плавучего объекта было бы признано как негодное. Эксплуатация в таком случае не допускается.
В соответствии с п. 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №..., исключение судна из Реестра маломерных судов осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна.
Принимая во внимание, что плавучий объект, принадлежащий Петрову Д.В. и зарегистрированный в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области с присвоением регистрационного номера 1328 ВИ, к маломерным судам фактически не относится, состоять на регистрационном учете маломерных судов, ведение которого осуществляется органами ГИМС, не может и подлежит исключению (снятию с учета) из реестра маломерных судов.
Незаконная регистрация указанных плавучих объектов в качестве маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за их эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц.
Поскольку предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов возложено на ГИМС МЧС России Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, что предполагает ее осуществление в рамках публичных полномочий, действия (бездействия) и решения.
Учитывая изложенное, требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ №... ░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ №....
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.