Дело № 5-586/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 16 апреля 2019 года
Судья Выборгского районного суда Санкт-Петербурга Кузнецова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении № 342 Выборгского районного суда Санкт-Петербурга (ул. Сантьяго-де-Куба, д. 3, корп. 3) материалы административного дела в отношении ЗАЛЕСОВА К. В., рождения ДД.ММ.ГГГГ, уроженца Ленинграда, зарегистрированного и проживающего в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, работающего оператором <данные изъяты>, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребёнка о привлечении его к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,
установил:
ЗАЛЕСОВ К.В., являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а именно:
15 апреля 2019 года в период времени с 17 часов 00 минут до 18 часов 40 минут, находясь у д. 25 по ул. Кантемировской в Санкт-Петербурге, являясь участником публичного мероприятия, добровольно присутствовал в массе граждан, с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «Внесения поправок в ч. 4 ст. 15 и ч. 2 ст. 13 Конституции РФ». При этом, являясь участником несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в виде пикетирования у д. 25 по ул. Кантемировская в Санкт-Петербурге, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, в указанное время в указанном месте, то есть фактически пикет проводился с нарушением требований ФЗ-54 от 19.06.2004 «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях».
Информация о нарушении требований п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ-54 от 19.06.2004 «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» была доведена до участников мероприятия, в том числе и до гр. ЗАЛЕСОВА К.В. сотрудниками полиции, осуществляющими в соответствии со ст. 12 ФЗ-3 от 07.02.2011 «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократного публично уведомил всех лиц, участвующих в данном митинге, в том числе и ЗАЛЕСОВА К.В., потребовал прекратить пикет.
Данные законные требования ЗАЛЕСОВ К.В. проигнорировал в нарушение требований ч. 3 ст. 30 ФЗ-3 от 07.02.2011 «О полиции», а также п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ-54 от 19.06.2004 «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного пикета, в том числе и у ЗАЛЕСОВА К.В., было не менее 5 минут, однако, в указанный промежуток времени, а именно, 15 апреля 2019 года в 18 часов 40 минут ЗАЛЕСОВ К.В. не выполнил законные требования сотрудников полиции о прекращении проведения несогласованного публичного мероприятия в виде пикета. В нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ-54 от 19.06.2004 «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», а именно, целенаправленно продолжал своё участие в несогласованном пикете, как и ранее, в составе группы лиц, при этом попыток покинуть место проведения пикета не предпринимал.
ЗАЛЕСОВ К.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснил, что осуществлял одиночный пикет, проведение которого не требует согласования. Также ЗАЛЕСОВ К.В. пояснил, что стоя с плакатом и флагом осуществлял сбор подписей, что не противоречит закону об информировании граждан.
Защитник ЗАЛЕСОВА К.В. – ФИО 3 в судебном заседании пояснил, что доказательств вины ЗАЛЕСОВА К.В. не представлено, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил вину ЗАЛЕСОВА К.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, то есть в нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, являясь участником публичного мероприятия.
Вина ЗАЛЕСОВА К.В. подтверждается:
- показаниями свидетеля УУП УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга Свидетель №1 согласно которым 15 апреля 2019 года в ходе проведения проверки по сообщению, поступившего в 20 отдел полиции УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга установлено, что ЗАЛЕСОВ К.В. и ФИО 3, несмотря на вынесенное им предупреждение, проводят несогласованное публичное мероприятие по сбору подписей в нарушение ФЗ № 54 «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», в связи с чем, были доставлены в 20 отдел полиции УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга,
- показаниями свидетеля УУП УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга ФИО11 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования района у д. 25 по ул. Кантемировской в Санкт-Петербурге находились гр. ЗАЛЕСОВ К.В. и гр. ФИО 3, которые без согласования проводили пикетирование. При этом, один из них стоял с плакатом, второй раздавал газеты. Также ФИО11 пояснил, что ЗАЛЕСОВ К.В. и ФИО 3 проводили не одиночные пикеты, поскольку они общались между собой, а лозунги и призывы были одинаковые. Он, ФИО11 сообщил ЗАЛЕСОВУ К.В. и ФИО 3 о том, что данное несогласованное публичное мероприятие является нарушением ФЗ № «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», потребовал прекратить свои действия, однако, ЗАЛЕСОВ К.В. и ФИО 3 не выполнили его требование, в связи с чем, были доставлены в 20 отдел полиции УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга,
- протоколом АП № б/н об административном правонарушении от 15 апреля 2019 года, составленным надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции, с участием ЗАЛЕСОВА К.В., которому были разъяснены права, предусмотренные, ст. 25 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, что удостоверено его подписью в протоколе, с протоколом он был ознакомлен, что также удостоверено его подписью, протокол содержит существо административного правонарушения, квалификацию действий ЗАЛЕСОВА К.В., сведения о его личности и другие юридически значимые сведения необходимые для рассмотрения дела/л.д. 3/,
- рапортом, согласно которому 15 апреля 2019 года в 18 часов 50 минут в 20 отдел полиции УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга был доставлен ЗАЛЕСОВ К.В. в связи с его участием в незаконном проводимом публичном мероприятии/л.д. 5/,
- коллективным обращением с требованием восстановления государственного суверенитета России /л.д. 8/,
- сведениями ИЦ ГУВД /л.д.14-16/,
- фотоснимками /л.д.17,18/,
- газетой «Национальный курс «За Суверенитет» /л.д. 19/,
- графиком работы сотрудников 20 отдела полиции УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга в апреле 2019 года /л.д. 20/,
- должностными инструкциями сотрудников 20 отдела полиции УМВД России по Выборгскому району: заместителя начальника ФИО12, УУП полиции группы участковых уполномоченных Свидетель №1, полицейского водителя группы ФИО11 /л.д. 21-26, 27-36, 37-40/,
- видеозаписью, на которой зафиксированы обстоятельства совершения ЗАЛЕСОВЫМ К.В.административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Положениями ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является лицо, находящееся в месте проведения публичного мероприятия и участвующее в его проведении и не являющееся организатором данного публичного мероприятия.
Объективная сторона административного правонарушения предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, закреплена бланкетной нормой и определена как «нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Под нарушением участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения понимается неисполнение возложенных на него ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» обязанностей и несоблюдение установленных ч. 4 ст. 6 данного Закона запретов. Речь идёт, прежде всего, об участии в собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, организованном и проведенном в установленном Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» порядке.
В соответствии ч. 4 ст. 17 ФЗ-54 от 19 июня 2004 неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьёй 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашённой в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование), могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закреплёнными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 № 54-ФЗ признаёт открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и процедуру согласования, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 54-ФЗ пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ установлено, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять, в том числе, все законные требования сотрудников органов внутренних дел (ч. 3 ст. 6 Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ-54 от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», шествие - массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии ч. 4 ст. 17 ФЗ-54 от 19 июня 2004 неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 2 ФЗ-3 от 07 февраля 2011 «О полиции» одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ-3 от 07 февраля 2011 на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Положениями ч. 7 ст. 13 ФЗ-3 от 07 февраля 2011 предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей представляется право обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ЗАЛЕСОВ К.В., являясь участником публичного мероприятия в форме пикетирования, не согласованном с исполнительным органом государственной власти в лице Комитета по законности, правопорядку и безопасности Санкт-Петербурга, нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия.
Проанализировав ход событий, суд критически относится к показаниям ЗАЛЕСОВА К.В. и полагает, что выдвинутая им версия является способом защиты от совершённого правонарушения, расценивает их надуманными и направленными на освобождение от ответственности.
Суд исходит из того, что версия ЗАЛЕСОВА К.В. опровергается последовательными и непротиворечивыми показаниями свидетелей ФИО11, Свидетель №1, а также совокупностью исследованных письменных доказательств, в том числе, видеозаписью, из корой следует, ЗАЛЕСОВ К.В. в присутствии другого участника пикета находятся в непосредственной близости, а также общаются между собой, что свидетельствует о том, что пикетирование было не одиночным.
Также суд полагает, что каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности ЗАЛЕСОВЫМ К.В. покинуть место проведения несанкционированного пикетирования в материалах дела не имеется.
Представленные суду доказательства проверены, оцениваются как достоверные и допустимые, собранные в соответствии с требованиями, предъявляемыми КоАП РФ, достаточными для установления вины ЗАЛЕСОВА К.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Существенных противоречий в имеющихся доказательствах, которые могли бы поставить под сомнение достоверность изложенных в них обстоятельств, не имеется. Сведения, содержащиеся в материалах дела, принимаются в качестве доказательств вины, так как протокол об административном правонарушении составлен компетентным лицом, с соблюдением требований ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ, протокол был составлен в присутствии ЗАЛЕСОВА К.В., права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ ему разъяснены, при этом никаких замечаний и заявлений на действия сотрудников им не принесено.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наличии у сотрудников полиции оснований для оговора и личной заинтересованности в привлечении ЗАЛЕСОВА К.В. к административной ответственности в ходе рассмотрения дела не установлено.
Суд вместе с тем, признаёт недопустимым доказательством протокол ДЛ САП № от ДД.ММ.ГГГГ, так как он составлен с нарушением требований ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ, а именно, в нём отсутствует подпись составившего протокол должностного лица, при этом, суд учитывает, что сведения об административном задержании ЗАЛЕСОВА К.В. ни коем образом не влияют на квалификацию его действий/л.д. 6/.
Назначая наказание, суд учитывает характер и обстоятельства совершённого ЗАЛЕСОВЫМ К.В. правонарушения, его личность, имущественное положение, наличие иждивенцев, обстоятельства смягчающие или отягчающие её ответственность.
Суд учитывает, что ЗАЛЕСОВ К.В. работает в ООО «Митекс», имеет стабильный заработок.
Также суд учитывает, что на иждивении ЗАЛЕСОВА К.В. находится несовершеннолетний ребёнок.
В качестве смягчающего ответственность обстоятельства, суд признаёт, что ЗАЛЕСОВ К.В. к ответственности привлекается впервые.
Отягчающих ответственность ЗАЛЕСОВА К.В. обстоятельств, судом не установлено.
При определении вида и размера административного наказания суд, что считает, что назначение ЗАЛЕСОВУ К.В.наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи, сможет обеспечить достижение целей административного наказания, а также предупредить совершение им новых правонарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
постановил:
░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10.000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░ 7830002600, ░░░ 784201001, ░░░ 044030001, ░░░ 18811690020026000140, ░░░░░ 40317000, ░░░░░ ░░░░░ 40101810200000010001 ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ 18880478190020067144.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 31.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░