Дело № 2-903/2014 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кодинск 28 октября 2014 года
Кежемский районный суд Красноярского края
В составе председательствующего судьи Яхина В.М.,
при секретаре Фроловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кежемского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ирбинского сельсовета Кежемского района о признании бездействие незаконным, обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кежемского района Красноярского края обратился в суд с иском к Администрации Ирбинского сельсовета, просив: признать незаконным бездействие администрации Ирбинского сельсовета Кежемского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер к надлежащему оформлению прав на земельный участок на территории Ирбинского сельсовета, на котором расположено кладбище, а также в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ирбинского сельсовета; обязать администрацию Ирбинского сельсовета Кежемского района Красноярского края поставить на кадастровый учет и включить в реестр муниципальной собственности земельный участок на территории Ирбинского сельсовета, на котором расположено кладбище, принять меры к государственной регистрации права на указанный земельный участок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Ирбинского сельсовета Кежемского района Красноярского края создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Ирбинского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Свои требования истец мотивировал тем, что ответчиком в нарушение норм действующего законодательства земельный участок под размещение места погребения в соответствии с требованиями действующего законодательства не отведен, в администрации сельсовета отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок под размещение места погребения и положительное заключение экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на место захоронения, межевание земельного участка, занятого кладбищем, не проведено, земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Кроме того, ответчиком не исполняется возложенная законодательством обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, на территории Ирбинского сельсовета не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании помощник прокурора Кежемского района Бажанов Д.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Ирбинского сельсовета Кежемского района не явился, был извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствии представителя. В судебном заседании 10.10.2014г. Глава Ирбинского сельсовета Паль Н.М. исковые требования признала в части признания незаконным бездействия по непринятию мер к надлежащему оформлению прав на земельный участок на территории сельсовета, на котором расположено кладбище, и обязании поставить на кадастровый учет и включения в реестр муниципальной собственности земельный участок, на котором расположено кладбище. Исковые требования в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ирбинского сельсовета не признала, пояснив, что в Кежемском районе создана районная специализированная служба по вопросам похоронного дела, которая занимается указанными вопросами и на территории сельского совета.
Третье лицо на стороне ответчика - Администрация Кежемского района было извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, представителя в судебное заседание не направило.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, полагает исковые требования удовлетворить частично, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о местном самоуправлении) (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона о местном самоуправлении (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящий Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон о погребении и похоронном деле) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологически требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ст. 18 Федерального закона о погребении и похоронном деле общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Статьей 16 Федерального закона о погребении и похоронном деле установлено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона о погребении и похоронном деле при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, принять меры по устранению допущенных нарушений.
Пунктом 2.1 СанПин 2.1.2882-11, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 28.06.2011г. № 84, определено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Судом установлено: Согласно Уставу Ирбинского сельсовета Кежемского района Ирбинский сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Кежемского района, наделенный статусом сельского совета (статья 2 Устава).
В силу ст. 29 Устава Ибринского сельсовета Администрация Ирбинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
На территории Ирбинского сельсовета имеется кладбище.
В нарушение требований градостроительного законодательства кадастровые работы в отношении данного земельного участка не выполнены, в реестр муниципальной собственности земельный участок не поставлен, какие-либо действия по оформлению земельного участка Администрацией сельсовета не проводятся, следовательно, требования прокурора в данной части законны и подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействие администрации Ирбинского сельсовета, выразившееся в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ирбинского сельсовета, а также обязании администрацию Ирбинского сельсовета создать указанную службу, суд указывает следующее.
Как установлено судом, на территории Ирбинского сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела не создано.
Однако, исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленного в статьях 10 и 12 Конституции РФ, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона о местном самоуправлении (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
То есть органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона о погребении и похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Вместе с тем положения приведенных норм права не носят императивный характер. Из смысла указанных законов следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в том числе определяя лиц, к ведению которых будет относиться выполнение подобных обязанностей.
Таким образом, прокурор, предъявляя требования о возложении на администрацию сельского совета обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, фактически вторгся в сферу действия органа местного самоуправления, имеющего право самостоятельно определить на какой орган, организацию или лицо возложить обязанности по разрешению подобных задач. В связи с чем, суд полагает, что заявителем избран неверный способ защиты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: