Дело 2а-2121/2024
УИД: 50RS0052-01-2024-000648-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Глазковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Жураевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Здравый смысл» к начальнику Щелковского РОСП Неклеца А.В., ГУФССП России по Московской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Здравый смысл» обратилось в Щелковский городской суд Московской области с указанным административным иском, указав, что 03.06.2022 г. административным истцом в адрес Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного документа – судебного приказа от 21.02.2022 г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 278 Щелковского судебного района Московской области по делу № о взыскании с Стригиной ФИО10 в пользу ООО «Здравый смысл» задолженности в размере 20 399.99 руб. Данное заявление с исполнительным документом получено адресатом 22.06.2022 г., однако исполнительное производство по данному исполнительному документу не возбуждено.
Просит:
- признать незаконным бездействие начальника Щелковского РОСП Неклеца А.В., выразившееся в нарушении сроков возбуждения.
- обязать начальника отделения – старшего судебного пристава Щелковского РОСП Неклеца А.В. принять меры по розыску исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и возбудить исполнительное производство в отношении ФИО2.
- обязать судебного пристава-исполнителя в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить взыскателю постановление о возбуждении исполнительного производства.
- в случае утери исполнительного документа – возложить обязанности на начальника Щелковского РОСП Неклеца А.В. организовать работу по его восстановлению и соответствии с Приказом ФФС от 28 сентября 2015 г. № 455 и возложить на начальника Щелковского РОСП Неклеца А.В. судебный штраф в размере 15 000 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен.
В судебное заседание административные ответчики не явились, извещены.
В судебное заседание заинтересованное лицо не явился, извещен.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд находит требование административного иска ООО "ФИО12" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (п. п. 7, 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (п. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Он должен принять все допустимые меры для исполнения исполнительного документа. Меры принудительного исполнения, предусмотренные Законом об исполнительном производстве, направлены на создание условий для исполнения судебного акта.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов) (пункт 1).
Старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Абзацем 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Исполнительный документ с заявлением о возбуждении исполнительного производства были направлены ООО "ФИО13" посредством Национальной почтовой связи в Щелковский РОСП ГУФССП России по Московской области.
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № следует, что письмо вручено адресату (Щелковскому РОСП) 22.06.2022.
15.02.2024 судебным приставом-исполнителем на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № Щелковского судебного района Московской области № вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
Административный истец (взыскатель по исполнительному производству) заявляет о нарушении своих прав бездействием начальника Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области, выразившемся в нарушении установленного законом срока возбуждения исполнительного производства и направления постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении взыскателю, отсутствии контроля за судебными приставами.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу данной нормы закона, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, одновременно с наличием факта нарушения прав и законных интересов гражданина.
Кроме того, как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст. 46 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4 и 227 КАС РФ).
Учитывая, что суду представлены сведения о возбуждении исполнительного производства, само по себе несвоевременное возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем и отсутствие информации о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя не свидетельствует о нарушении прав административного истца. Факта наступления для него негативных последствий в связи с нарушением срока возбуждения исполнительного производства судом не установлено.
Поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов взыскателя ООО ФИО14" начальником РОСП не допущено, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создано, оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░15» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.02.2024 ░.