Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5342/2023 ~ М-3429/2023 от 23.05.2023

УИД: 56RS0018-01-2023-004252-39

2а-5342/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием административного истца – Кутлубаевой Э.Х.,

представителя административного ответчика прокуратуры г.Оренбурга и представителя административного соответчика прокуратуры Оренбургской области – Мирошниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кутлубаевой Эльмиры Хайбулловны действующей в интересах несовершеннолетних Кутлубаева Самира Фаритовича, Кутлубаева Эммина Фаритовича к прокуратуре г.Оренбурга, прокуратуре Оренбургской области о признании бездействия незаконным и обязании к обращению в суд за защитой жилищных прав несовершеннолетних,

У С Т А Н О В И Л :

Кутлубаева Э.Х. обратилась в суд в порядке предусмотренном положениями главы 22 КАС РФ указав, что её несовершеннолетним детям Кутлубаеву (Ниязову) Эмину Фаритовичу, 25.04.2016 г.р. и Кутлубаеву (Ниязову) Самиру Фаритовичу, 25.04.2016 г.р. принадлежит в долевой собственности жилое помещение расположенное по адресу: г.Оренбург, пер.Дорожный д.5 кв.5, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН от 23.10.2020 г.

Постановлением Администрации города Оренбурга №... от 10.07.2018 года вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

15.09.2020 года вынесено постановление Администрации г.Оренбурга №... «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» с изъятием для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ...

Согласно п.4 срок действие вышеуказанного постановления составляет три года со дня его принятия.

07.04.2023 года в прокуратуру г.Оренбурга подано заявление об обращении в суд в интересах собственников жилого помещения с иском к администрации г.Оренбурга о выплате выкупной стоимости жилого помещения в аварийном доме.

19.05.2023 года получен отказ в защите прав несовершеннолетних детей.

Административный истец считает, данный отказ незаконным.

Просит суд признать незаконным ответ прокуратуры г.Оренбурга об отказе в подаче искового заявления в интересах несовершеннолетних детей Кутлубаева Э.Х. и Кутлубаева С.Ф.

Обязать прокуратуру г.Оренбурга направить в суд исковое заявление в интересах несовершеннолетних детей Кутлубаева Э.Х. и Кутлубаева С.Ф. об изъятии путем выкупа жилого помещения - двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу ...

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены прокуратура Оренбургской области, заместитель прокурора г. Оренбурга Еремин С.В.

В судебном заседании административный истец Кутлубаева Э.Х. заявленные требования административного иска поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика прокуратуры г.Оренбурга и представителя административного соответчика прокуратуры Оренбургской области – старший помощник прокурора города Оренбурга Мирошникова Е.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

В судебное заседание административный соответчик – заместитель прокурора г. Оренбурга Еремин С.В. не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с положениями статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 статьи 5, частью 1 статьи 9 и пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу положений статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года №45.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Пункт 3.1 Инструкции закрепляет требование об обязательном рассмотрении обращений, поступивших в органы прокуратуры Российской Федерации, и определяет перечень решений, которые могут быть приняты по результатам их предварительного рассмотрения.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 6.5 Инструкции).

Из положений статьей 5, 10, 22-25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых или в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании прокуратурой города рассмотрено заявление Кутлубаевой Э.Х. № ..., поступившее 10.04.2023 года, об обращении в суд в интересах её несовершеннолетних детей с иском об обязании администрации г. Оренбурга осуществить выплату выкупной стоимости жилого помещения в признанном аварийным многоквартирном доме.

По результатам рассмотрения обращения заявителю направлен ответ от 10.05.2023 года № ...

Установлено, что многоквартирный дом ... 26.04.2017 года межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Оренбурга от 01.04.2019 года № ... утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2019-2023 годы (далее — Программа), в которую вошли многоквартирные дома, признанные аварийными в период с 01.01.2012 года по 01.01.2017 года.

Жилой дом № ... в данную Программу не вошел, так как признан аварийным после 01.01.2017 года.

Администрацией города Оренбурга издано постановление от 10.07.2018 года № 2263-п «О признании многоквартирного дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу», в котором указан срок отселения граждан не позднее 31.12.2025 года.

15.09.2020       года администрацией г. Оренбурга издано постановление № ... «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером 56:44:0328002:22 и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд», срок действия которого до настоящего времени не истек.

Согласно информации УЖКХ администрации г. Оренбурга, после завершения мероприятий действующей программы будет сформирована программа по переселению граждан из домов, признанных аварийными после 01.01.2017 года, в которую планируется включить указанный дом.

Кутлубаевой Э.Х. разъяснено право, установленное ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Оренбурга от 16.08.2019 № ...Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург», в соответствии с которыми гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставляется для временного проживания жилые помещения маневренного фонда.

Кроме того, при рассмотрении обращения Кутлубаевой Э.Х. так же было установлено, что 23.09.2021г. Ленинским районным судом г. Оренбурга рассмотрено административное исковое заявление Кутлубаевой Э.Х. к администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга в интересах несовершеннолетних детей о признании незаконным решения об отказе произвести выкуп жилого помещения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение. В удовлетворении исковых требований отказано. Решение вступило в законную силу 09.11.2021 года.

В силу ч. 1 ст. 195 Кодекса административного судопроизводства РФ повторное обращение в суд по административному спору о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Таким образом, доводам обращения Кутлубаевой Э.Х. дана оценка в судебном решении, вступившем в законную силу, что препятствует прокурору обратиться в суд.

Статьёй1, пунктом 2 статьи 3 КАС РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В развитие закрепленной в статье46 КонституцииРоссийской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 4 КАС РФзакрепляет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Целью судебной защиты с учётом требований части 3 статьи17, части 1 статьи19, части 3 статьи 55 КонституцииРФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.

В силу положений статьи226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку при рассмотрении обращения Кутлубаевой Э.Х административным ответчиком выполнены требования вышеприведенных норм Федерального закона №59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года №... В установленном законном порядке, в установленные законом сроки уполномоченным лицом подготовлен и направлен мотивированный ответ на обращение Кутлубаевой Э.Х что свидетельствует о том, что оспариваемого бездействия допущено не было.

Довод Кутлубаевой Э.Х. о несогласии с содержанием, полученного им ответа, не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействий) должностного лица органов прокуратуры и служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

По правилам статьи 227 КАС РФ удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Указанной совокупности в данном случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5342/2023 ~ М-3429/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кутлубаева Эльмира Хайбулловна, действующая в интересах несовершеннолетних детей Кутлубаева Э.Ф. и Кутлубаева С.Ф.
Ответчики
Заместитель прокурора г. Оренбурга Еремин С.В.
Прокуратура Оренбургской области
Прокуратура г.Оренбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Месяц Олег Константинович
Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
23.05.2023Регистрация административного искового заявления
24.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Рассмотрение дела начато с начала
03.07.2023Подготовка дела (собеседование)
03.07.2023Рассмотрение дела начато с начала
03.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее