Дело № 2а-11/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 01 февраля 2024 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,
представителя административного истца - помощника прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Анахиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Сивцева М.М. в интересах неопределенного круга лиц к Егорову В. (П.) В. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Сивцев М.М., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Егорову П.В. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> Республики Саха (Якутия) проведена проверка состояния законности в сфере безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений и противопоказаний к водительской деятельности. По результатам проверки установлено, что Егорову В.В. выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>» серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Также установлено, что Егоров В.В. находится на диспансерном наблюдении у врача <данные изъяты> ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» с заболеванием, которое включено в перечень противопоказанных медицинских психиатрических заболеваний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, а именно он состоит на учёте у врача <данные изъяты> ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>». Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Егоров П.В. страдает заболеванием, включенным в перечень медицинских психиатрических заболеваний противопоказанных для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, в результате чего нарушаются права участников дорожного движения: лиц, принимающих непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителей транспортных средств, пешеходов, пассажиров транспортных средств на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. Таким образом, Егоров П.В. незаконно пользуется правом управления транспортными средствами, создавая реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Административный истец просит прекратить действия права Егорова П.В. на управление транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением категории «<данные изъяты>» серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Егорова П.В. возвратить указанное водительское удостоверение на право управления транспортными средствами в ОГИБДД ОМВД России по Верхневилюйскому району Республики Саха (Якутия).
О времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Егоров В.В. в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.
Заинтересованное лицо - ОГИБДД ОМВД России по Верхневилюйскому району явку своего представителя также не обеспечил, об уважительности причин неявки представителя не сообщил.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Анахина Е.А. административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в иске. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ решение суда просила обратить к немедленному исполнению.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 названного Федерального закона).
Статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу статьи 23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 февраля 2020 года № 521-О, следует, что законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования порядке. На основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном ст. 39 КАС РФ, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
Исходя из положений п. п. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинский ограничений к управлению транспортным средством» утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В пункте 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством указано такое противопоказание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19).
Наличие таких расстройств, препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Судебным следствием установлено, что административный ответчик - Егоров П. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переменил свое имя с «П.» на «В.», о чем ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС при Правительстве РС (Я) по городу Якутску составлена запись акта о перемене имени за №.
Установлено также, что административный ответчик Егоров В.В. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>» серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, оформленное на свое прежнее имя - Егорова П. В..
Согласно сведениям ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская центральная районная больница» Егоров В.В. состоит на учёте у врача <данные изъяты> ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>».
Кроме того, как следует из выписки постановления врачебной комиссии ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская центральная районная больница» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) врачебной комиссией вынесено заключение о том, что пациент Егоров В.В. имеет медицинское противопоказание к управлению транспортными средствами.
Согласно приказу Министерства здравоохранения России от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Комиссионного заключения о наличии стойкой ремиссии, или сведений о том, что Егоров В.В. снят с учета врача психиатра-нарколога, в материалы дела не представлено. Сведений о прекращении вышеуказанного наблюдения по причине наличия у административного ответчика подтвержденной стойкой ремиссии не имеется.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора, поскольку наличие у Егорова В.В. вышеуказанного заболевания препятствует осуществлению деятельности, связанной с источником повышенной опасности, создает для окружающих повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за состоянием здоровья, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения, гарантированные государством и обеспеченные исполнением ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что исключает возможность для административного ответчика допуска к управлению транспортными средствами по причине наличия медицинских противопоказаний.
Прекращение названного права административного ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу пункта 8 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 года № 1191 возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется с представлением в уполномоченный орган медицинского заключения об отсутствии у водителя транспортного средства медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
При доказанности факта стойкой ремиссии после прохождения лечения Егоров В.В. не лишен возможности инициировать вопрос о возобновлении права на управление транспортными средствами.
В силу положений ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд, оценивая конкретные обстоятельства дела и представленные доказательства, приходит к выводу о необходимости немедленного исполнении постановленного решения, поскольку установлено наличие особых обстоятельств, связанных с управлением автотранспортными средствами лицом, имеющим медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, что влечет возможность угрозы жизни и здоровью других участников дорожного движения и не отвечает принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, решение в части прекращения действия права Егорова В.В. на управление транспортными средствами необходимо обратить к немедленному исполнению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика Егорова В.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. (░.) ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░ № №) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░ № №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░ № №), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.