Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-631/2023 ~ М-571/2023 от 07.08.2023

Дело№2а-631/2023

УИД74RS0016-01-2023-000689-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2023 года           с. Еткуль Челябинской области

Еткульский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Кочеткова К.В.,

при секретаре Киселевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Еткульского сельского поселения к МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области, об освобождении от исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

администрация Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района обратилась в суд с административным иском к МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области об освобождении от исполнительского сбора, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Путера И.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Еткульским районным судом Челябинской области по административному делу № по иску Гитинова С.А. к администрации Еткульского сельского поселения о возложении обязанности организовать подъезд к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> между участками с кадастровыми номерами №, №, №, № в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора, так как администрацией были предприняты все необходимые меры для своевременного и полного исполнения решения суда, а именно: администрация сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд (в установленный судебным приставом исполнителем срок для добровольного исполнения решения суда) с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения по объективным, от них независящим причинам. Судом данные причины были признаны уважительными, определением Еткульского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Также администрацией Еткульского сельского поселения проведены работы по выравниванию земельного участка, на котором будет формироваться дорожное покрытие, завезена срезка щебня для отсыпки дорожного покрытия. Таким образом, администрацией предпринимаются достаточные меры для исполнения решения суда в установленный определением суда о предоставлении отсрочки, срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим просит освободить от уплаты исполнительского сбора, так как администрацией Еткульского сельского поселения в полном объеме были совершены действия направленные на исполнение решения суда.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10. 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 02.10. 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в п. 75 которого указано, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В п. 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Еткульского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по иску Гитинова С.А. к администрации Еткульского сельского поселения (с учетом рассмотрения дела судами апелляционной и кассационной инстанций), на администрацию Еткульского сельского поселения возложена обязанность организовать подъезд к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> между участками с кадастровыми номерами №, №, №, № в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Должнику предложено в пятидневный срок добровольно выполнить требования исполнительного документа.

В установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения должник - администрация Еткульского сельского поселения требования исполнительного документа не выполнила.

Вместе с тем, из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, администрация Еткульского сельского поселения обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Определением Еткульского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление было удовлетворено ввиду наличия исключительных обстоятельств, делающих невозможным исполнение решения суда в установленный в нем срок. Администрации Еткульского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения Еткульского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Факт предоставления отсрочки исполнения решения суда, свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у администрации Еткульского сельского поселения объективной возможности для исполнения решения суда в установленный срок.

Фактически решение Еткульского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ находится в активной стадии исполнения, проводятся работы по организации подъезда к земельному участку, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями.

В период с момента вынесения решения и до момента его исполнения должником был проведен ряд мероприятий, направленных на фактическое исполнение решения суда.

Решение суда не было исполнено в пятидневный срок по независимым от должника обстоятельствам, в связи с этим, учитывая фактическое отсутствие вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд считает, возможным освободить администрацию Еткульского сельского поселения Еткульского района от исполнительского сбора на основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1027401635051) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, №, №, № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:     ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░:        ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-631/2023 ~ М-571/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Еткульского сельского поселения
Ответчики
МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области
Другие
Судебный пристав-исполнитель Путера Иван Владимирович
УФССП России по Челябинской области
Суд
Еткульский районный суд Челябинской области
Судья
Кочетков К. В.
Дело на сайте суда
etkul--chel.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация административного искового заявления
07.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2023Дело оформлено
31.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее