Дело № 2а-6481/2023
УИД: 39RS0001-01-2023-006957-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,
при секретаре Ружниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карандашева В.Д. к призывной комиссии муниципального образования «Городской округ «Город Калининград», призывной комиссии Калининградской области, военному комиссариату (города Калининград Калининградской области), военному комиссариату Калининградской области об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования «Городской округ «Город Калининград»,
УСТАНОВИЛ:
Карандашев В.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата (города Калининград Калининградской области). 30.11.2023 он прошел медицинскую и призывную комиссии муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и по результатам был признан годным с незначительными ограничениями. После вынесения итогового заключения председателем призывной комиссии ему была вручена повестка на отправку в войска на 05.12.2023. С данным решением призывной комиссии он не согласен. У него имеются заболевания: «<данные изъяты>». Данные диагнозы подтверждаются результатами обследований, медицинскими заключениями врачей. Диагноз «<данные изъяты>» на основании п. «в» ст. 43 Расписания болезней дает ему право на получение категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе. По итогам проведенной комиссии ему была выставлена категория «Б» и дана повестка на отправку в войска на 05.12.2023. Считает, что оценка состояния его здоровья и определение категории годности произведены неверно. При таких обстоятельствах и с учетом того, что у него при прохождении медицинского освидетельствования имелись жалобы на состояние здоровья, считает определение ему категории годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, необоснованным. Решение призывной комиссии вынесено без учета изложенных обстоятельств и является незаконным. Просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии о призыве административного истца на военную службу.
Административный истец Карандашев В.Д. в суд не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца по ордеру Волосюк А.Н. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить. Пояснил, что в полученной выписке из протокола заседания призывной комиссии диагнозы учтены. Основания для определения другой категории годности дает только одно заболевание – <данные изъяты>. Административный истец оспаривал решение призывной комиссии 2021 года. Насколько он помнит, решение отменено в связи с окончанием призыва. На дополнительное обследование административного истца не направили. С 2021 года он получал терапию, наблюдался в частных медицинских учреждениях. В вышестоящую призывную комиссию он не обращался, оспорив решение в судебном порядке. На момент оценки состояния здоровья были разногласия между диагнозами, установленными по месту жительства и врачами-специалистами призывной комиссии. У призывной комиссии принципиальное мнение не направлять на дополнительное обследование. Есть диагностическое обследование СМАД, среднее давление выше 135 мм рт.ст., призывной комиссией это не учтено.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии муниципального образования «Городской округ «Город Калининград», военного комиссариата (города Калининград Калининградской области), военного комиссариата Калининградской области по доверенностям Степанов В.И. возражал против удовлетворения административных исковых требований. Указал, что в 2021 году административный истец был признан годным к военной службе по заболеваниям, на которые ссылается в настоящее время. Решением суда административному истцу было отказано, но направить его для службы в Вооруженных Силах РФ не представилось возможным, так как 31.12.2021 решение отменено с окончанием призывной кампании. Категория годности была определена Б-4 по тем заболеваниям, на которые ссылается призывник. С весны 2022 года военкомат пытался призвать административного истца на военную службу. Вручить ему повестку не смогли даже после обращения в УМВД. Осенью 2022 года административному истцу вручены повестка и направление на анализы. По повестке он не пришел, анализы не представил. 30.11.2023 он прошел всех врачей-специалистов, которые учли еще и другие заболевания. Это говорит об объективности медицинского обследования. Все жалобы учтены в Листе медицинского освидетельствования. Категория Б-4 – это самая наименьшая категория годности для прохождения военной службы. В силу закона направление на дополнительное обследование – это право врача, в этом не было необходимости. Призывник сам не пошел на дополнительное обследование, не воспользовался правом оспорить категорию годности в вышестоящую призывную комиссию. Медицинская и судебная практика подтверждает, что врачи-специалисты муниципального образования и Калининградской области не всегда дают одинаковую оценку состояния здоровья призывника. Административный иск необоснованный, решение призывной комиссии было законным. В диагнозе указано: <данные изъяты>. По п. «в» ст. 43 Расписания болезней квалифицируется другое заболевание. Применена другая статья. Врачи-специалисты – это сотрудники медицинских учреждений, они имеют практику, полномочия, сомневаться в их решении нет никаких оснований, заболевания учтены. Врач, председательствующий в призывной комиссии, лично осматривал призывника, никто не отрицает, что у него есть заболевание, но оно не препятствует прохождению военной службы. Суд по тем же заболеваниям отказал, он решение суда не оспорил. Прошло два года, призывник ничего не делал, только уклонялся от медицинского освидетельствования. Его искали с сотрудниками полиции, приходили по месту жительства.
Административный ответчик призывная комиссия Калининградской области представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Карандашев В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата г. Калининград Калининградской области.
Призывник Карандашев В.Д. в период осеннего призыва 2023 года 30.11.2023 был освидетельствован комиссией врачей-специалистов (хирург, терапевт, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, невропатолог, дерматовенеролог) и ему определена категория годности к военной службе «Б», показатель предназначения – 4. Решением призывной комиссии он призван на военную службу и ему была выдана повестка на отправку к месту службы 05.12.2023. По повестке Карандашев В.Д. не прибыл, с решением не согласился, обжаловав его в суд.
Разрешая требования Карандашева В.Д. о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, суд приходит к выводу о том, что состояние здоровья административного истца учтено призывной комиссией и оснований для признания незаконным принятого решения не имеется.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 13 названного Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 5.1 Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Как видно из материалов дела, решение призывной комиссии о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе принято в отношении Карандашева В.Д. в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Само по себе диагностирование заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина ограниченно годным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятия решения о призыве. При установлении категории годности врачами-специалистами принято во внимание, что имеющиеся у административного истца заболевания, в том числе: <данные изъяты>; <данные изъяты>, без нарушения функции; <данные изъяты>, без нарушения функции, не препятствуют исполнению воинской службы в соответствии со ст.ст. 24-г, 47-б, 66-д, 56-в Расписания болезней и соответствуют категории годности «Б-4».
Доводы Карандашева В.Д. о том, что он имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы, объективно не подтверждены.
Оспаривая решение призывной комиссии, административный истец ссылается на наличие у него заболевания: <данные изъяты>, которое, по его мнению, в соответствии с пунктом «в» статьи 43 Расписания болезней является основанием для признания ограниченно годным к военной службе.
Документов медицинского характера, которые указывали бы на степень заболевания, на котором настаивает административный истец, он в ходе осеннего призыва 2023 года и ранее на исследование врачам призывной комиссии не предоставлял.
К вышеприведенному пункту «в» статьи 43 Расписания болезней относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции «органов-мишеней» (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции «органов-мишеней», а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения «органов-мишеней» отсутствуют.
Для II стадии гипертонической болезни характерны также гипертрофия левого желудочка (выявляемая при рентгенологическом исследовании (кардиоторакальный индекс > 50 процентов), электрокардиографии (признак Соколова-Лайона > 38 мм, Корнельское произведение > 2440 мм x мс), эхокардиографии (индекс массы миокарда левого желудочка > 125 г/м2 для мужчин и > 110 г/м2 для женщин) и 1 - 2 дополнительных изменения в других «органах-мишенях» - сосудах глазного дна (генерализованное или локальное сужение сосудов сетчатки), почках (микроальбуминурия 30 - 300 мг/сут., протеинурия и (или) уровень креатинина 115 - 133 мкмоль/л для мужчин и 107 - 124 мкмоль/л для женщин; клиренс креатинина 60 - 89 мл/мин (формула Кокрофта-Гаулта) и магистральных артериях (признаки утолщения стенки артерии (толщина комплекса «интима-медиа») при ультразвуковом исследовании больше 0,9 мм) и (или) атеросклеротические бляшки в них).
При наличии синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств (гипергидроз кистей рук, «красный» стойкий дермографизм, лабильность пульса и артериального давления при перемене положения тела и др.), освидетельствование проводится на основании статьи 47 расписания болезней.
Наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностика с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптоматической артериальной гипертензией проводится по основному заболеванию.
При выявлении ассоциированных с гипертонической болезнью заболеваний медицинское освидетельствование проводится также на основании соответствующих статей расписания болезней.
Вместе с тем, к п. «б» ст. 47 Расписания болезней, по которому был освидетельствован призывник, относится нейроциркуляторная астения с умеренно выраженными проявлениями, в том числе с преходящими нарушениями сердечного ритма, не снижающими способность исполнять обязанности военной службы, тем самым, врачами-специалистами призывной комиссии было учтено наличие синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств.
Поскольку граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья, Карандашев В.Д. при прохождении медицинского освидетельствования не был лишен возможности самостоятельно представить медицинской комиссии документы, указывающие на наличии у него заболевания, препятствующего призыву на военную службу, однако этого им сделано не было. Обследования в стационарных условиях призывник не проходил, диагноз, на котором он настаивает, должным образом не подтвержден.
Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд, а заключения, вынесенные врачебно-летными комиссиями, созданными в органах федеральной службы безопасности, кроме того, в федеральное государственное казенное учреждение «Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565).
Таким правом административный истец не воспользовался.
Заключение о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, является основанием для принятия решения призывной комиссии, предусмотренного п. 1 ст. 28 Федерального закона.
Итоговое заключение о годности гражданина к военной службе может быть дано только на основании его обследования врачами-специалистами с учетом результатов исследований.
Врачи-специалисты объективно обследовали состояние здоровья призывника Карандашева В.Д., как визуально, так и на основании представленных им анализов и медицинских документов, и вынесли мотивированное заключение с учетом имеющихся у него заболеваний.
Непрохождение призывником обследования в стационарных условиях для подтверждения заболевания и его степени явилось следствием его действий (бездействия), допустимых и достаточных доказательств, указывающих на невозможность обследования и своевременной постановки диагноза, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Врачи-специалисты призывной комиссии объективно обследовали состояние здоровья Карандашева В.Д., как визуально, так и на основании представленных им анализов и документов, и вынесли мотивированное решение с учетом имеющихся у него заболеваний. Оснований для направления административного истца на дополнительное обследование в рассматриваемом случае не имелось, поскольку в силу п. 4 ст. 5.1 Федерального закона на такое обследование гражданин направляется в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования.
В связи с изложенными обстоятельствами оснований полагать, что действиями врачебной комиссии, проводившей медицинское освидетельствование, нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не имеется.
Персональный состав врачей – специалистов и медицинских работников, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, утвержден председателем призывной комиссии муниципального образования «Городской округ «Город Калининград». Состав призывной комиссии муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» утвержден распоряжением Губернатора Калининградской области.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона в состав призывной комиссии включаются: должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
Оспариваемое решение подписано всеми членами призывной комиссии, которые включены в ее состав в силу положений ст. 27 Федерального закона.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24.11.2021 по административному делу № 2а-5963/2021 по административному иску Карандашева В.Д. к призывной комиссии муниципального образования «Город Калининград», военному комиссариату г. Калининграда Калининградской области об оспаривания решения призывной комиссии в удовлетворении аналогичных административных исковых требований отказано. Решение суда вступило в законную силу.
Тем самым, обоснованность установления призывнику в 2021 году категории годности Б-4 подтверждена вступившим в законную силу решением суда, с того момента состояние здоровья призывника не изменилось, доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемое решение в отношении административного истца принято с учетом его состояния здоровья, наличие совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного искового заявления, а именно: несоответствие решения закону и нарушение в результате его принятия прав заявителя, не установлено, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: