УИД 34RS0009-01-2021-000620-96 Административное дело 2а-19/2022
Судья Антамошкин А.Н. Дело № 33а-7357/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 6 июля 2022г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Еромасова С.В., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Собяниной Т.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Алексеевского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к комитету ветеринарии Волгоградской области, администрации Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства по установлению санитарно-защитной зоны скотомогильника
по апелляционной жалобе административного ответчика комитета ветеринарии Волгоградской области
по апелляционной жалобе заинтересованного лица ИП главы КФХ Легчило Е.В.
на решение Алексеевского районного суда Волгоградской области от 14 марта 2022 г., которым постановлено: удовлетворить административный иск прокурора Алексеевского района Волгоградской области к комитету ветеринарии Волгоградской области администрации Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства по установлению санитарно-защитной зоны скотомогильника.
Обязать комитет ветеринарии Волгоградской области организовать работу по установлению санитарно-защитной зоны и изготовлению паспорта санитарно-защитной зоны скотомогильника расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области установить санитарно-защитную зону и изготовить паспорт санитарно-защитной зоны скотомогильника расположенного по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Алексеевского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия комитета ветеринарии Волгоградской области, администрации Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области незаконным и понуждении к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства по установлению санитарно-защитной зоны скотомогильника.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Алексеевского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при содержании скотомогильников в ходе, которой установлено, что согласно соглашению № 2 от 28.12.2020 между комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области на основании закона Волгоградской области от 25.12.2017 № 130-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников (биотермических ям)» заключено соглашение, предметом, которого является предоставление администрации Стеженского сельского поселения субвенции из областного бюджета в 2021 году на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников (биотермических ям).
Пунктом 1.3 соглашения предусмотрено, что реконструкции и содержанию подлежат скотомогильники, в том числе бесхозяйные. Исполнение переданных государственных полномочий осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области, на территории которого расположены скотомогильники.
Актом выбора земельного участка и предварительного согласования от 15.09.2006 № 29 определено местоположение скотомогильника и земельного участка на местности, установлена санитарно-защитная и охранная зона в размере 1000 метров.
Согласно выписки из ЕГРН от 14.12.2021 зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок, площадью 773 кв.м., с кадастровым номером № <...>, под скотомогильником за Стеженским сельским поселением Алексеевского муниципального района
Скотомогильник на территории Стеженского сельского поселения является действующим, используется в соответствии с установленными целями и задачами.
Однако на указанный скотомогильник отсутствует проект санитарно-защитной зоны, что является нарушением п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения администрацией Стеженского сельского поселения заявление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения об установлении санитарно-защитной зоны не направлено, проект санитарно-защитной зоны отсутствует.
По результатам проверки 04 августа 2021 в адрес главы Стеженского сельского поселения прокуратурой Алексеевского района внесено представление об устранении нарушений об охране окружающей среды.
Администрацией Стеженского сельского поселения направлен ответ, из которого следует, что в бюджете Стеженского сельского поселения отсутствуют денежные средства на устранение выявленных нарушений, и комитет ветеринарии Волгоградской области не выделяет дополнительные денежные средства на содержание скотомогильника.
С учетом уточненных требований прокурор просит обязать комитет ветеринарии Волгоградской области организовать работу по установлению санитарно-защитной зоны и изготовлению паспорта санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес> обязать администрацию Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области установить санитарно-защитную зону и изготовить паспорт санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика комитета ветеринарии Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его изменить в части, признать комитет ветеринарии Волгоградской области ненадлежащим ответчиком.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ИП глава КФХ Легчило Е.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В апелляционных жалобах ссылаются на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованного лица ИП глава КФХ Легчило Е.В. поступили возражения заместителя прокурора Алексеевского района Волгоградской области.
Выслушав представителя административного ответчика комитета ветеринарии Волгоградской области Цверкунову И.Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Тельбухова Е.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив доводы апелляционных жалоб, письменных возражений на них, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании акта № 29 выбора земельного участка и предварительного согласования от 15 сентября 2006г., комиссией в составе представителя администрации Алексеевского района, главного архитектора района, начальника отдела по доходам и управлению земельными и природными ресурсами по Алексеевскому району, начальника ТО ТУ Роспотребнадзора по Волгоградской области, начальника отделения ГПН УППН РУ МЧС РФ, начальника отдела по охране окружающей среды администрации Алексеевского района принято решение о выборе земельного участка для размещения скотомогильника по адресу Волгоградская область Алексеевский район х. Стеженский, с необходимостью учета санитарно-защитной и охранной зоны 1000 м.
23 мая 2007 г. Главным государственным санитарным врачом по Новоаннинскому, Алексеевскому, Киквидзенскому, Еланскому районам Роспотребнадзора выдано заключение № 98 о том, что требования, предъявляемые к отводу земельного участка для размещения скотомогильника по адресу Волгоградская область Алексеевский район х. Стеженский соответствуют СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; СП 3.1.084-96. ВП 13.3.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Общие положения».
Согласно акта № 129 от 03 декабря 2018г., проведено ветеринарно-санитарного обследования скотомогильника после реконструкции, расположенного в 1 км северо-западнее х. Помалинского на территории Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, инвентарный номер 1101030001, и установлено, что скотомогильник соответствует п. п. 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9,5.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995г. № 13-72/469.
28 декабря 2020 г. между Комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района заключено Соглашение № 2, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году субвенции бюджету органа местного самоуправления на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников в размере 110000 рублей. Согласно п. 1.3 реконструкции и содержанию подлежат скотомогильники, в том числе бесхозяйные. Исполнение переданных государственных полномочий осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области, на территории которого расположен скотомогильник.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок, площадью 773 кв.м., с кадастровым номером № <...>, по адресу <адрес>, относящийся к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для размещения скотомогильников, на котором размещен скотомогильник, зарегистрирован на праве собственности за администрацией Стеженского сельского поселения 31 мая 2019г.
Согласно акта проверки от 04 августа 2021г. прокуратуры Алексеевского района Волгоградской области, установлено, что на скотомогильник, расположенный на территории Стеженского сельского поселения на земельном участке с кадастровым номером № <...> отсутствует проект санитарно-защитной зоны.
04 августа 2021г. прокуратурой Алексеевского района Волгоградской области в адрес главы Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Администрацией Стеженского сельского поселения направлен ответ, из которого следует, что в бюджете Стеженского сельского поселения отсутствуют денежные средства на устранение выявленных нарушений, и Комитет ветеринарии Волгоградской области не выделяет дополнительные денежные средства на содержание скотомогильника.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд принял во внимание, что на территории Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области расположен скотомогильник (биотермическая яма), который относится ко второму классу опасности, в связи с чем, разработка проекта санитарно-защитной зоны для него является, согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, обязательной, однако до настоящего времени санитарно-защитная зона скотомогильника не установлена.
Между тем, разрешая требования прокурора, заявленные к административному ответчику - администрации Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, суд в решении не привел выводов, в чем именно выражается бездействие данного лица, какой конкретно норме закона данное бездействие не соответствует. Более того, судом при разрешении спора не учтено, что у органа местного самоуправления сельского поселения обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны на законодательном уровне не закреплена.
Так, в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт «ц» пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27).
Определяя круг вопросов местного значения сельского поселения, федеральный законодатель вопросы по организации скотомогильников не отнес к полномочиям сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В то же время законом Волгоградской области от 25 декабря 2017 года № 130-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников (биотермических ям)» установлены правовые основания для реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области отдельных государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части реконструкции и содержания скотомогильников (биотермических ям).
В соответствии с понятиями, данными в статье 1 указанного закона реконструкция скотомогильника (биотермической ямы) это проведение работ по приведению скотомогильников (биотермических ям) в соответствие с ветеринарными правилами (правилами в области ветеринарии); содержание скотомогильника (биотермической ямы) - проведение работ по дезинфекции и текущему ремонту скотомогильника (биотермической ямы), а также обеспечение необходимым хозяйственным инвентарем.
Из указанного следует, что полномочия сельского поселения в отношении скотомогильника ограничены лишь его реконструкцией и содержанием.
В то же время, разработка проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника относится к вопросам его организации и строительства, и соответственно, орган местного самоуправления сельского поселения данными полномочиями не наделен.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с Положением о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 26 апреля 2012 № 222 Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
Комитет, в числе прочих полномочий, осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством; участвует в организации системы учета государственного имущества Волгоградской области и контроля за его использованием и обеспечивает функционирование названной системы в соответствии с действующим законодательством; обеспечивает формирование и ведение Реестра объектов собственности Волгоградской области; осуществляет прием имущества в собственность Волгоградской области и передачу имущества из собственности Волгоградской области, в том числе в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области.
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 (действовавших до 1 января 2021 года), обязательных для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения, к полномочиям органов местной администрации относились только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с нормами Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 г. № 626, действующих с 1 января 2021 г., утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (пункт 29). Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно (пункт 24).
Из выше приведенных правовых норм следует, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного федерального закона (пункт 5).
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, как это предписано частью 5 указанной статьи, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
Из материалов дела следует, что биотермическая яма (скотомогильник) в виде выложенной из кирпича ямы диаметром 3 метра и глубиной 10 метров находится на земельном участке с кадастровым номером № <...> площадью 773+/-10 кв.м, принадлежащем на праве собственности Стеженскому сельскому поселению Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
Сведений о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - биотермическую яму (скотомогильник) административным истцом в материалы дела не представлены.
Из указанного следует, что в силу приведенных выше правовых норм, с учетом установленных по делу обстоятельств, спорный скотомогильник, как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации и не требуемое для решения возложенных на местное самоуправление задач, в собственности сельского поселения находиться не может.
На основании пункта 2 постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон, в срок не более одного года со дня вступления в силу указанного Постановления.
В силу прямого предписания подпункта «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ расположенная на территории Стеженского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области биотермическая яма (скотомогильник) относится к собственности Волгоградской области.
Следовательно, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, как орган, осуществляющий полномочия в отношении имущества, находящегося в собственности Волгоградской области и правообладатель спорного объекта, подлежал привлечению к участию в деле.
Поскольку вышеприведенные положения закона при рассмотрении дела судом не учтены, что повлекло неверное определение состава лиц, участвующих в деле, постановленное по делу решение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:/░░░░░░░/
░░░░░:/░░░░░░░/