2а-1284/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.06.2024 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Новичихиной Н.А.,
при секретаре Дороховой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федькова ФИО7 к администрации Надеждинского муниципального района о признании незаконным решения и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Федьков А.М. обратился в суд с административным иском, указав, что он обратился в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1464 кв.м., местоположение: <адрес> на кадастровой территории.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Надеждинского муниципального района отказала в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1464 кв.м., местоположение: <адрес> на кадастровой территории, сославшись на то, что в ходе выездных мероприятий на испрашиваемый земельный участок, специалистом управления земельных и имущественных отношений был установлен факт эксплуатации земельного участка третьими лицами. В границах испрашиваемого участка выявлено расположение некапитального строения (бытовки), объёмной накопительной емкости для канализации. Кроме того, в юго-западной части образуемого земельного участка расположен люк с бетонированной опалубкой.
Не согласившись с данным решением, Федьков А.М. просит суд признать незаконным решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1464 кв.м., местоположение: <адрес> <адрес> на кадастровой территории, возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть его заявление и обязать администрацию Надеждинского муниципального района утвердить схему.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени слушания дела надлежащим образом, представитель просила заявленные требования удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Надеждинского муниципального района Кустова А.Э. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы административного дела, и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения, в результате которых, в том числе: нарушены права, свободы и законные интересы гражданина. При этом частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагается на орган, принявший оспариваемые решения.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. При этом, обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Федьков А.М. обратился в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1464 кв.м., местоположение: <адрес> на кадастровой территории.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Надеждинского муниципального района отказала в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1464 кв.м., местоположение: <адрес> на кадастровой территории, сославшись на то, что в ходе выездных мероприятий на испрашиваемый земельный участок, специалистом управления земельных и имущественных отношений был установлен факт эксплуатации земельного участка третьими лицами. В границах испрашиваемого участка выявлено расположение некапитального строения (бытовки), объёмной накопительной емкости для канализации. Кроме того, в юго-западной части образуемого земельного участка расположен люк с бетонированной опалубкой.
Не согласившись с отказом администрации Надеждинского муниципального района, Федьков А.М. обратился в кадастровому инженеру ФИО4, из справки представленной кадастровым инженером, следует, что по результатам визуального осмотра в границах земельного участка площадью 1464 кв.м., расположенного в <адрес> отсутствуют некапитальные строения (бытовки), накопительная емкость для канализации и люк с бетонированной опалубкой.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного пользования), безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.10 Настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о принадлежности испрашиваемого земельного участка другому лицу, наличии на испрашиваемом участке строений, сооружений и объектов незавершенного строительства, а из представленных фотографий неясно, осмотр, какой территории производился административным ответчиком, какое отношение имеет к рассматриваемому спору территория земельного участка, изображенная на представленных фотографиях.
Поскольку, основания к отказу в утверждении схемы земельного участка отсутствовали, а также учитывая, что в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участке не содержатся, суд приходит к выводу, что обжалуемое административным истцом решение административного ответчика не соответствует требованиям закона, и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, создающими препятствия в реализации прав.
Согласно ч.2 и 3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При установленных судом обстоятельствах решение администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1464 кв.м., местоположение: <адрес> на кадастровом плане территории, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, административные исковые требования следует удовлетворить.
Во исполнение ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на администрацию Надеждинского муниципального района подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление Федькова А.М.
При этом требования истца о возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1464 кв.м., местоположение п. Де-Фриз, в районе <адрес>, заявлены излишне, поскольку суд не подменяет административный орган.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1464 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1464 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1464 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░-░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░