Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-299/2023 ~ М-296/2023 от 30.11.2023

Дело № 2а-299/2023

УИД - 22RS0039-01-2023-000387-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2023 года                    с. Петропавловское

    Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

    председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,

    при секретаре Горшковой Ю.В.,

с участием административного истца – заместителя прокурора Петропавловского района Алтайского края Елисеенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия по реконструкции сетей водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Петропавловского района Алтайского края (далее также Администрация района) о признании незаконным бездействия по проведению реконструкции сетей водоснабжения на территории с. Новообинка Петропавловского района Алтайского края, обязании совершить действия по реконструкции сетей водоснабжения на территории с. Новообинка Петропавловского района Алтайского края, путем возложения на административного ответчика обязанности: организовать проведение детального осмотра сетей водоснабжения до 01.07.2024; организовать проведение расчета стоимости работ по реконструкции сетей водоснабжения в соответствии с действующим законодательством, составить проектно-сметную документацию до 31.12.2025; обеспечить организацию проведения работ по реконструкции сетей водоснабжения в объемах, предусмотренных проектно-сметной документацией до 31.12.2026; провести работы по реконструкции сетей водоснабжения, предусмотренных проектно-сметной документацией, до 31.12.2030.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Петропавловского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что Администрацией района допускаются нарушения требований законодательства. Распоряжением Администрации района от 27.07.2020 № 160-Р на праве хозяйственного ведения Муниципальному предприятию «Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства» (далее – МП «МОКХ») передана централизованная система холодного водоснабжения в с. Новообинка Петропавловского района Алтайского края, 1967 года постройки, общей протяженностью 10 910 м. Согласно схеме водоснабжения и водоотведения МО «Новообинский сельсовет» Петропавловского района Алтайского края на период до 2031 года, утвержденного постановлением Администрации района от 05.04.2022 № 137, процент ветхих водопроводных сетей составляет 100%. При этом, в качестве мероприятий для повышения качества водоснабжения указаны: реконструкция централизованной сети магистральных водоводов, обеспечивающих возможность качественного снабжения водой населения и юридических лиц; строительство канализационных очистных сооружений; модернизация объектов инженерной инфраструктуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; установка приборов учета; обеспечение подключения вновь строящихся (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения с гарантированным объемом заявленных мощностей в конкретной точке на существующем трубопроводе необходимого диаметра. Однако, ремонт водопроводных сетей Администрацией района не проводится. В июне 2023 года прокуратурой района проводилась проверка деятельности Администрации района на предмет исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой в адрес главы района 17.07.2023 вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений. Согласно ответу Администрации района, указанное представление рассмотрено, однако капитальный ремонта данного водопровода не производился длительное время по причине отсутствия финансовой возможности, на водопроводе производится только аварийно-восстановительные работы. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, незаконное бездействие Администрации района влечет негативные последствия в виде возможности причинения вреда жизни и здоровью, имуществу граждан, нарушения прав граждан на бесперебойное водоснабжение.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурор Петропавловского района Алтайского края Елисеенко В.Ю. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, заблаговременно. До судебного заседания от представителя Администрации района Лоскутовой Н.А. поступило письменное заявление о признании административных исковых требований в полном объеме, из содержания которого усматривается, что последствия признания административных требований ей разъяснены и понятны, просила рассмотреть дело без участия представителя Администрации района.

В силу положений ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Частью 1 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица Муниципального предприятия "Многоотраслевое объединение коммунальных хозяйств", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав прокурора района, исследовав представленные письменные материалы, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Как следует из материалов дела, административным истцом оспаривается длящееся бездействие по неисполнению акта прокурорского реагирования, а потому административный иск предъявлен 30.11.2023 в установленный срок.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

На основании пункта 4 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Согласно статьям 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены в соответствии с пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что на органы местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу части 2 статьи 23 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Из Устава муниципального образования Петропавловский район Алтайского края, принятого решением Петропавловского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 21.06.2023 № 23, следует, что муниципальное образование Петропавловский район Алтайского края наделено статусом муниципального района (часть 1 статьи 1). К вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (пункт 34 части 1 статьи 5). Администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района (часть 1 статьи 38).

Как следует из материалов дела, система холодного водоснабжения, расположенная в с.Новообинка Петропавловского района Алтайского края, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Петропавловский район Алтайского края, что подтверждается распоряжением Администрации района от 27.07.2020 № 160-Р, в соответствии с которым система холодного водоснабжения, расположенная в с.Новообинка, закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «МОКХ», о чем между Администрацией Петропавловского района Алтайского края и МП «МОКХ» 28.04.2021 заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с Уставом МП «МОКХ», утвержденным постановлением администрации Петропавловского района Алтайского края № 156 от 14.07.2003, МП «МОКХ» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В силу приведенных норм Администрация района как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Петропавловский район Алтайского края обязана обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

В ходе проверки за соблюдением требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокурором Петропавловского района Алтайского края установлено, что Администрацией района допущено нарушение организации водоснабжения населения, выразившееся в непринятии надлежащих и достаточных мер по проведению реконструкции сетей водоснабжения на территории Петропавловского района в с. Новообинка, что явилось причиной многочисленных аварий в указанном селе, повлекших перерывы в подаче холодной воды потребителям сверх установленной законодательством продолжительности.

Как следует из Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Новообинский сельсовет Петропавловского района Алтайского края, утвержденной постановлением Администрации района от 05.04.2022 № 137, общая протяженность водопроводных сетей в с. Новообинка составляет 10 910 м, распределительная водопроводная сеть выполнена из чугунных труб, сооружения централизованной системы водоснабжения с. Новообинка полностью амортизированы, физический износ составляет 100%. Что характеризуется большим количеством аварий и высоким уровнем потерь воды при транспортировке.

На основании изложенного 17.07.2023 прокурором района главе Петропавловского района Алтайского края внесено представление № 02-40-2023 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ответе Администрацией района от 17.08.2023 № 234/П/1517 указано на то, что нарушения, указанные в представлении, нашли свое подтверждение. В целях реализации Администрацией района полномочий по предоставлению чистой питьевой воды населению проводится поэтапная работа по обновлению сетей водоснабжения на территории района.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела доказано неисполнение административным ответчиком обязанности, возложенной на него действующим законодательством, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, выражающемуся в получении ненадлежащей услуги водоснабжения.

Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по проведению реконструкции объекта водоснабжения в с. Новообинка Петропавловского района Алтайского края лежат на муниципальном образовании Петропавловский район Алтайского края, исполнительно-распорядительным органом, которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении этого объекта, независимо от того, кому и на каком основании передан данный объект в пользование и владение, что подтверждено Уставом муниципального образования Петропавловский район Алтайского края.

Приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее - Требования).

На основании пункта 19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.

В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.

Из имеющейся в материалах дела информации следует, что спорные водопроводные сети в с. Новообинка изготовлены из металла введены в эксплуатацию в 1967 году. Степень износа водопроводных сетей в указанном населенном пункте составляла 100%.

Доказательств об иной степени износа спорных участков сетей водоснабжения административным ответчиком в нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Поскольку установлено, что спорные водопроводные сети принадлежат муниципальному образованию Петропавловский район Алтайского края, на которого законом возложены полномочия по организации водоснабжения на территории муниципального образования, и, исходя из состояния сетей водоснабжения, имеющих износ 100%, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу безопасности жизни, здоровью граждан, их имуществу, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора Петропавловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению реконструкции сетей водоснабжения на территории с. Новообинка Петропавловского района Алтайского края.

В связи с вышеизложенным, суд считает требования административного истца законными и обоснованными, и приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора Петропавловского района Алтайского края в полном объеме, поскольку не проведение вышеперечисленных мероприятий со стороны Администрации района является нарушением законодательства, а, следовательно, подлежит устранению административным ответчиком.

    Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, признание административного искового заявления административным ответчиком, характер разрешенных требований, установленные в судебном заседании обстоятельства, учитывая, что для осуществления соответствующих действий требуются существенные временные затраты, исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает разумным согласиться с прокурором района и установить сроки, в течение которых должно быть исполнено решение суда, указанные прокурором района в уточненном административном исковом заявлении. Данные сроки, по мнению суда, являются разумными и достаточными для выполнения указанных требований.

При этом, при реальном возникновении объективных препятствий к исполнению решения суда в названный срок административный ответчик не лишен возможности обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда с приложением подтверждающих документов, тогда как в настоящее время установление безосновательно длительного срока выполнения работ нарушит баланс интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2025 ░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ 31 ░░░░░░░ 2026 ░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ 31 ░░░░░░░ 2030 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-299/2023 ~ М-296/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Администрация Петропавловского района
Другие
Муниципальное предприятие "Многоотраслевое объединение коммунальных хозяйств"
Суд
Петропавловский районный суд Алтайского края
Судья
Шкурупий Е.А
Дело на сайте суда
petropavlovsky--alt.sudrf.ru
30.11.2023Регистрация административного искового заявления
30.11.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее