2а-495/2023
УИД: 04RS0014-01-2023-000746-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2023 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Жарниковой О.В.,
при секретаре Таракановской А.С., с участием административного истца К.С.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело № 2а-495/2023 по административному исковому заявлению К.С.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании незаконными действия (бездействие),
У С Т А Н О В И Л:
К.С.Ю.. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) административного ответчика при конвоировании 26.05.2023 года, в связи с применением специальных средств - металлического троса со звеньями наручников, о взыскании в пользу административного истца с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю компенсации в размере 100 000 рублей в связи с причинением моральных, нравственных страданий, а также взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в размере 50 000 рублей в связи с незаконными действиями (бездействиями) административного ответчика.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26.05.2023 года при убытии административного истца на медицинское обследование в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю г. Комсомольск–на–Амуре, на обменном пункте, при следовании от специального автомобиля до специального вагона, специальным караулом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в отношении него были применены специальные средства – металлический трос со звеньями наручников, что причинило административному истцу моральные и нравственные страдания, поскольку он передвигался с другими осужденными, в том числе с осужденным, страдающим туберкулезом.
Административный истец отмечает, что указанное нарушение имеет систематический, длящийся характер, поскольку при его этапировании к нему применяются специальные средства – наручники. Применение наручников является для него унижающим, он бессилен что-то изменить, что вызывает нравственные страдания. Считает действия административного ответчика в связи с применением специальных средств металлического троса со звеньями наручников при этапировании и наручников незаконными.
Административный истец К.С.Ю. принимая участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал административный иск, приведя аналогичные обоснования.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации Р.Е.В.., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, направила возражение на административное исковое заявление, в котором выразила мнение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Конвоирование истца осуществлялось в строгом соответствии с инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом МО РФ и МВД РФ от 24.05.006 № 199 дсп/369дсп «Об утверждении инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию». При конвоировании к осужденному К.С.Ю. не применялись специальные средства. При приеме, в период следования в специальном автомобиле, при следовании пешим порядком под охраной караула по конвоированию, при сдаче плановому караулу по железнодорожному маршруту, претензий и жалоб на действия сотрудников не поступало. В период следования по пассажирской платформе, конвоируемые лица не падали, телесные повреждения и травмы не получали. Отбывание наказания осужденных к пожизненному лишению свободы в камерах относится к наиболее суровым видам наказаний, предполагающим усиление в отношении таких осужденных режимных требований, дополнительную изоляцию. Обращает внимание, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю является колонией особого режима, где отбывают наказание осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы, за преступления особой тяжести против жизни и здоровья человека, против общественной безопасности и общественного порядка. Требования о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворению не подлежат, так как административным истцом не представлено доказательств, требование о причинении морального вреда не обосновано. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованные лица - Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю о рассмотрении административного иска извещались надлежащим образом, явку представителей в зал судебного заседания не обеспечили, отзывов или возражений на административное исковое заявление, заявлений, ходатайств не подавали, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно закону, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных, лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Исходя из положений части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем, законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года № 24-П указано, что пожизненное лишение свободы выступает в качестве наиболее строгой из всех в настоящий момент реально возможных мер наказания за наиболее опасные виды преступлений (согласно части 1 статьи 57 Уголовного кодекса Российской Федерации - за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста), что предполагает и наибольший комплекс ограничений прав и свобод для лиц, их совершивших.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 1397-О, также следует, что с учетом потенциальной опасности, которую представляют осужденные к пожизненному лишению свободы, законодатель вправе установить, что при отбывании наказания они должны находиться отдельно от иных категорий осужденных, и это обусловливает наличие специальных колоний особого режима для отбывающих пожизненное лишение свободы. Условия отбывания наказания в таких колониях являются более суровыми, а меры безопасности - более строгими.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец К.С.Ю. осужден приговором суда, отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы.
26.05.2023 года осужденный К.С.Ю. был конвоирован на медицинское обследование в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Согласно позиции административного истца, действиями ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащем содержании в исправительном учреждении, а именно, при конвоировании 26.05.2023 года при применении специальных средств металлического троса со звеньями наручников и применении наручников его права были нарушены, в связи с чем, он просит признать незаконными действия административного ответчика, взыскать в его пользу компенсацию.
Вместе с тем, суд учитывает следующее.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ч. 1 и 6 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.
Часть 1 статьи 86 УИК РФ предусматривает случаи применения к осужденным специальных средств, в том числе в целях предотвращения причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.
В силу ст. 30 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» такое специальное средство как наручники может быть применено сотрудником уголовно-исполнительной системы при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим и себе.
Применение специальных средств осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Нормы статей 13 и 28 названного Закона возлагают на администрацию исправительных учреждений обязанность обеспечивать режим содержания, применять специальные средства в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Законом.
Пунктом 203 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 года № 199 дсп/369, предусмотрено, что лица, склонные к побегу и нападению, конвоируются в наручниках.
В соответствии с п. 24 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 года № 72, на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе склонные к совершению побега, склонные к совершению суицида и членовредительству, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
В силу указаний ФСИН России от 17.02.2010 года № 10/9/3-139 конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, пешим порядком на обменных пунктах осуществляется с применением металлического троса со звеньями наручников (длина троса 5 метров, расстояние между звеньями до 1 метра).
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при оценке законности применения физической силы, специальных средств и мер психического, физического воздействия судам следует учитывать, что если такое принуждение осуществлялось в законных целях, без превышения допустимых пределов и, соответственно, являлось соразмерной (пропорциональной) мерой, то и в том случае, когда применение указанных мер нарушило право на личную неприкосновенность, в частности причинило боль, оно не может рассматриваться как запрещенный вид обращения. Исходя из этого, судам следует учитывать режим мест принудительного содержания, основания, условия, цели и последствия применения указанных выше мер, их соразмерность, прекращение применения непосредственно после устранения угрозы причинения вреда охраняемым законом правам и правопорядку, документирование, а в случае необходимости своевременность проведения соответствующего медицинского обследования либо лечения.
При этом судом учитывается, что осужденный к пожизненному лишению свободы К.С.Ю.. состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к побегу, склонное к нападению на представителей администрации и сотрудников ИУ, правоохранительных органов. Согласно психологическим характеристикам прослеживается повышенная агрессия, вспыльчивость, раздражительность и эмоциональная неустойчивость, отрицательное отношение к сотрудникам администрации ИУ. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, представленными из личного дела осужденного, в том числе заключением проверки обоснованности постановки на профилактический учет от 31.08.2016 года, решением о постановке на профилактический учет от 01.09.2016 года, выписками из протокола заседания административной комиссии о постановке на профилактический учет К. от 19.03.2021 года.
Согласно сообщению врио. начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в соответствии с требованиями пункта 203 приказа МО РФ и МВД РФ от 24.05.006 № 199 дсп/369дсп «Об утверждении инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию» только лица, склонные к побегу и нападению, конвоируются пешим порядком на обменном пункте в наручниках. В соответствии с планом охраны караула по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу на обменном пункте ст. Эльбан, численность караула составляет 10 сотрудников, что обеспечивает безопасность пешего конвоирования осужденных на обменном пункте без использования специальных средств (наручников) и металлического троса. Конвоирование осужденного К.С.Ю.. на обменном пункте железнодорожной станции Эльбан 26.05.2023 года осуществлялось без использования металлического троса с наручниками. При этом, К. состоит на профилактическом учете, как склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (протокол заседания комиссии от 19.03.2021 года). Осужденный К.С.Ю. в администрацию учреждения не обращался с вопросом о незаконности применения специальных средств при убытии на медицинское обследование в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю 26.05.2023 года.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что 26.05.2023 года конвоирование осужденных при следовании из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, в том числе К., осуществлялось в соответствии с нормами действующего законодательства, приведенными выше и порядком Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Нарушений прав административного истца при применении спецсредств (наручников) при конвоировании не допущено.
Применение спецсредств - наручников продиктовано целью пресечения возможной попытки побега, обеспечения личной безопасности сотрудников караула по конвоированию ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Также суд учитывает тот факт, что металлический трос со звеньями наручников при конвоировании не применялся, наручники при конвоировании применялись непродолжительное время, административный истец К. в связи с применением к нему спецсредств - наручников, за медицинской помощью не обращался, жалоб и претензий не предъявлял, что по существу не отрицается со стороны административного истца.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что доводы К. о том, что конвоирование с применением спецсредств осуществлялось в условиях, унижающих его достоинство, он испытывал морально-нравственные страдания, являются несостоятельными и не свидетельствуют о наличии оснований для осуществления компенсации.
Исходя из смысла положений статьи 227.1 КАС РФ, решение о присуждении компенсации принимается при наличии совокупности двух условий: решение, действие (бездействие) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, связанные с условиями содержания, не соответствует нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Проанализировав представленные сторонами письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что условия содержания осужденного К.С.Ю.., выразившиеся в конвоировании с применением спецсредств, соответствовали требованиям действующего законодательства, с учетом режима места принудительного содержания, основания, условия, цели применения спецсредств, отклонения от таких требований установлено не было, а действия административного ответчика права и законные интересы административного истца не нарушали.
Судом установлено, что К.С.Ю.. осужден за совершение особо тяжких преступлений против личности, в исправительном учреждении был поставлен на профилактический учет, поэтому при его конвоировании, при установлении обстоятельств склонности к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, во избежание совершения противоправных действий (в том числе совершения побега, либо причинение вреда окружающим или себе), обоснованно должны были соблюдаться особые требования безопасности, которые обеспечивались применением спецсредств - наручников, в результате чего исключается возможность совершения членовредительства, оказания сопротивления, злостного неповиновений законным требованиям персонала, совершения иных общественно опасных действий, а также являлось дополнительной гарантией безопасности сотрудников учреждения и иных лиц, что свидетельствует об обоснованности применения к осужденному наручников при конвоировании.
Учитывая изложенное, применение спецсредств к административному истцу судом признается не нарушающим его права и не влекущим взыскание в его пользу компенсации.
Ссылку административного истца о том, что совместно с ним был конвоирован осужденный, страдающий туберкулезом, без указания установочных данных лица, суд отклоняет и расценивает как надуманную по следующим основаниям.
Согласно ст. 76 УИК РФ определяются основные требования к конвоированию осужденных. Осужденные направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, перемещаются раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав, свободы и законных интересов административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, суд считает, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не нарушены условия содержания К.С.Ю. и оснований для присуждения административному истцу компенсации не имеется.
Ввиду изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий административных ответчиков, а следовательно, и для удовлетворения предъявленных требований о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Исходя из изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 174-180,186, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 6» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.07.2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.