УИД: 11RS0002-01-2022-001484-18
Дело № 2а-1241/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 6 июля 2022 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Басаргиной О.И.,
с участием представителя административного истца и заинтересованного лица Ситиковой В.Ю.,
административного ответчика Лосева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Лосеву Андрею Валерьевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (далее межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми) обратилась в суд с административным иском к Лосеву А.В. о взыскании задолженности перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 62 543,00 руб.
В обоснование административного иска административный истец указал, что Лосевым А.В. 12 июня 2021 г. представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год. По результатам камеральной налоговой проверки выявлено, что налогоплательщиком Лосевым А.В. завышена налоговая база для расчёта налога, подлежащего возврату из бюджета. Лосеву А.В. отказано в получении имущественного налогового вычета, в связи покупкой квартиры, исходя из её стоимости в размере 2 000 000,00 руб., поскольку данный вычет уже был получен Лосевым А.В. за отчётные периоды 2016-2019 гг. Лосев А.В. в декларации за 2020 год также заявляет социальный налоговый вычет за медицинские услуги в размере 7500,00 руб. По результатам камеральной проверки заявленный согласно декларации возврат в размере 100 519,00 руб. уменьшен на 81 531,00 руб. Налоговым органом вынесены решения возврате сумм излишне уплаченного налога в размере 81 531,00 руб., из них в размере 32 517,00 руб. по ОКТМО 87701000 (Сыктывкар) и в размере 49 014,00 руб. по ОКТМО 87710000 (Воркута). Поскольку из бюджета надлежало перечислить сумму налога в размере 18 988,00 руб., у Лосева А.В. образовалась задолженность перед бюджетом в размере 62 543,00 руб. (81 531,00 руб. - 18 988,00 руб.), из них в размере 24 944,00 руб. по ОКТМО 87701000 (Сыктывкар) и в размере 37 599,00 руб. по ОКТМО 87710000 (Воркута). В связи с образовавшейся задолженностью ответчику направлено требование об уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год на сумму 62 543,00 руб. сроком исполнения до 8 февраля 2022 г., однако требование налогового органа не исполнено. На основании камеральной проверки декларации административного ответчика по НДФЛ на 2021 г. подтверждено право на возврат суммы налога в размере 22 956,00 руб., которая в силу п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачтена в счёт задолженности по НДФЛ за 2020 г. зачёт произведён в автоматическом режиме, в связи с чем, задолженность административного ответчика перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере 39587,00 руб., из которых 29 944,00 руб. по ОКТМО 87701000 и в размере 14 643,00 руб. по ОКТМО 87710000 (л.д. 3-4, 69).
Представитель административного истца, заинтересованного лица в судебном заседании административный иск, с учётом его изменения, поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявление и заявлении о его уточнении, настаивала на том, что взыскиваемые денежные средства являются налогом на доходы физического лица и подлежат взысканию как налог неуплаченный по налоговому требованию, сформированному автоматически, в результате выявления необоснованно возвращённого налогоплательщику налога в виде налогового вычета. Также пояснила, что на указанную сумму налога действительно начислены пени, однако требования об их взыскании административным истцом не предъявляются.
Административный ответчик в судебное заседание явился, административный иск не признал, в обоснование возражений указал, что денежные средства, которые административный истец просит взыскать с него, являются налоговым вычетом, выплаченным ему административным истцом, а не задолженностью по налогу, на которую истцом начислены пени. Он обращался в налоговую инспекцию, чтобы узнать по какой причине была совершена ошибка, а также с просьбой, чтобы ему произвели рассрочку платежа, поскольку данная сумма является для него значительной. Сумму взыскания не оспаривает, однако не должен её выплачивать как неплательщик налога, поскольку налог на доходы за 2020 г. оплачен им в полном объёме.
Выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица, возражения административного ответчика, исследовав материалы дела, материалы административного дела Тундрового судебного участка г. Воркуты Республики Коми № 2а-1373/2022, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, при этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком самостоятельно и в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из п. 1 ст. 210, ст. 216 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми возникло, а также доходы в виде материальной выгоды; налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признаётся календарный год.
Как следует из п.п. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 указанного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств; социальные налоговые вычеты, предусмотренные п. 1 данной статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них; имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется в размере фактически произведённых налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подп. 3 п. 1 ст. 220 Кодекса, не превышающем 2 000 000,00 руб. В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Согласно п.п. 4, 7, 11 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется в сумме фактически произведённых налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000,00 рублей при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в п. 3 ст. 220 НК РФ, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов; имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено статьей 220 НК РФ; повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, не допускается.
12 июня 2021 г. Лосевым А.В. в налоговый орган представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 г., согласно которой заявлен имущественный налоговый вычет на покупку квартиры в размере 2 000 000,00 руб., по уплате процентов в размере 1 254 993,43 руб. (л.д. 5-8).
По результатам камеральной налоговой проверки выявлено, что налогоплательщиком Лосевым А.В. завышена налоговая база для расчёта налога, подлежащего возврату из бюджета, о чём составлен акт налоговой проверки № 04-06/251 от 27 сентября 2021 г., Лосеву А.В. отказано в получении имущественного налогового вычета, в связи с покупкой квартиры, исходя из его стоимости в размере 2 000 000,00 руб., поскольку данный вычет был получен Лосевым А.В. за отчётные периоды 2016-2019 гг. (л.д. 9-11).
Согласно данным налоговой декларации сумма фактически уплаченных процентов по займам составляет 1 254 993,43 руб. Лосеву А.В. в период 2016-2019 гг. предоставлен имущественный налоговый вычет по уплаченным процентам в размере 1 116 366,28 руб. За 2020 год предоставлен налоговый вычет по уплаченным процентам в размере 138 561,32 руб.
В декларации за 2020 год Лосевым А.В. заявлен социальный налоговый вычет за медицинские услуги в размере 7 500,00 руб. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 18 988,00 руб. (138 561,32 руб. + 7 500,00 руб.) х 13%).
Таким образом, по результатам камеральной проверки заявленный согласно декларации возврат в размере 100 519,00 руб. уменьшен на 81 531,00 руб.
4 октября 2021 г. акт налоговой проверки № 04-06/251 от 27 сентября 2021 г. направлен посредством электронного документооборота в личный кабинет налогоплательщика Лосева А.В., извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направлено в личный кабинет 7 октября 2021 г. (л.д. 16).
17 ноября 2021 г. налоговым органом вынесено решение № 04-06/251 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое направлено в личный кабинет налогоплательщика 18 ноября 2021 г. (л.д. 12-14, 16).
Поскольку из бюджета Лосеву А.В. надлежало перечислить сумму налогового вычета в размере 18 988,00 руб., а был перечислен налоговый вычет в размере 81 531,00 руб. у Лосева А.В. образовалась задолженность перед бюджетом в размере 62 543,00 руб. (81 531,00 руб. - 18 988,00 руб.), что подтверждается представленной карточкой расчётов с бюджетом, а также расшифровкой задолженности налогоплательщика (л.д. 18, 20).
В связи с образовавшейся задолженностью согласно ст. 69 НК РФ налоговым органом 30 декабря 2021 г. в личный кабинет налогоплательщика Лосева А.В. направлено требование № 24414 от 28 декабря 2021 г. об уплате в срок до 8 февраля 2022 г. налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 62 543,00 руб. (л.д. 15, 17).
В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что получение налогоплательщиком налогового вычета при отсутствии для этого законных оснований означало бы, по существу, неосновательное обогащение за счёт бюджетных средств, приводило бы к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков (Постановление от 19 января 2017 г. № 1-П; определения от 2 октября 2003 г. № 317-О, от 5 февраля 2004 г. № 43-О и от 8 апреля 2004 г. №168-О).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2017 г. № 9-П, положения ст.ст. 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также п. 3 ст. 2 и ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (долее ГК РФ) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета: не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.
Таким образом, при выявлении факта получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета при отсутствии на то законных оснований, налоговый орган правомочен предложить ему возвратить в установленный срок денежные средства в размере ранее неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета, а в случае невозврата соответствующих денежных средств - обратиться в суд с требованием о взыскании выявленной задолженности по налогу на доходы физических лиц на основании ст. 1102 ГК РФ.
Требований о взыскании с ответчика неосновательного обогащения административный истец по настоящему делу не заявлял, настаивал на рассмотрении его требований в том виде (по тому предмету и по тем основаниям), как они были заявлены им в административном исковом заявлении.
В соответствии ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что взыскиваемые с административного ответчика денежные средства являются неправомерно предоставленным ему имущественным налоговым вычетом оснований для удовлетворения административного иска о взыскании с него задолженности перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. не подлежат, поскольку, административным истцом избран неверный способ защиты права.
Административный истец не лишён права, в случае невозврата соответствующих денежных средств обратиться в суд с требованием о взыскании выявленной задолженности по налогу на доходы физических лиц на основании ст. 1102 ГК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (11 ░░░░ 2022 ░.).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░