Решение от 17.10.2024 по делу № 33-7245/2024 от 09.10.2024

Г. Сыктывкар                 Дело № 2-413/2024 (33-7245/2024 г.)

УИД 11RS0009-01-2024-000370-14

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании 17 октября 2024 года дело по апелляционным жалобам администрации сельского поселения «Серёгово» и администрации муниципального района «Княжпогостский» на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10 июля 2024 года (с учетом определения об исправлении описки от 09.09.2024), которым

иск Ешкилевой О.В. удовлетворен частично.

Обязана администрация сельского поселения «Серёгово» произвести доначисление и выплату Ешкилевой О.В. недополученного денежного содержания в связи с несвоевременным увеличением (индексацией) размера месячного оклада муниципального служащего администрации сельского поселения «Серёгово» с <Дата обезличена> в ... и с <Дата обезличена> года в ... раза за период с <Дата обезличена> года в сумме 43021,08 руб.

Взыскана с бюджета муниципального образования сельского поселения «Серегово» в лице администрации сельского поселения «Серёгово» в пользу Ешкилевой О.В., ... компенсация морального вреда в сумме 10 000 руб.

Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ешкилева О.В. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Серёгово» об обязании произвести индексацию её должностного оклада и ежемесячных надбавок с <Дата обезличена> в ... раза и с <Дата обезличена> в ... раза, взыскании недополученного денежного содержания в размере ... руб. и компенсации морального вреда в размере ... руб., мотивируя тем, что до увольнения <Дата обезличена> года занимала должность ..., должностной оклад которого подлежал увеличению на основании Указов Главы Республики Коми от 05.07.2022 № 69 в ... раза с 01.07.2022 и от 31.10.2023 № 115 в ... раза с <Дата обезличена>, между тем, должностной оклад истца не был увеличен, и в связи с неполучением заработной платы истец претерпел нравственные страдания.

Определением от 21.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены: Совет сельского поселения «Серёгово», администрация муниципального района «Княжпогостский».

Протокольным Определением от 14.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено финансовое управление администрации муниципального района «Княжпогостский».

Ешкилева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Администрация и Совет сельского поселения «Серегово», администрация муниципального района Княжпогостский» не обеспечили участия своих представителей в судебном заседании.

Представитель финансового управления администрации муниципального района «Княжпогостский» Хлюпина Н.А. просила в иске отказать.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах администрация МР «Княжпогостский» и администрация сельского поселения «Серёгово» просят об отмене решения суда как незаконного, в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств по делу, указывая, что вопрос о повышении денежного содержания муниципальных служащих администрации СП «Серёгово» находится в ведении представительного органа сельского поселения.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Ешкилева О.В. приказом администрации сельского поселения «Серёгово» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> была принята на должность ... с <Дата обезличена>, а приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> уволена с занимаемой должности <Дата обезличена> в связи с сокращением численности или штата работников, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Решением Совета сельского поселения «Серёгово» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждено Положение о некоторых вопросах муниципальной службы муниципального образования сельского поселения «Серегово», пунктом 5 статьи 10 которого предусмотрено изменение (индексация) размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальным служащим, установленные настоящим Положением, в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Республики Коми.

Указом Главы Республики Коми от 05.07.2022 № 69 «Об увеличении денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Коми» увеличены с 1 июля 2022 года в 1,1 раза размеры месячных окладов государственных гражданских служащих Республики Коми в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Коми, размеры месячных окладов отдельных категорий государственных гражданских служащих Республики Коми в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Коми, размеры месячных окладов государственных гражданских служащих Республики Коми в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Республики Коми.

Указом Главы Республики Коми от 31.10.2023 № 115 «Об увеличении денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Коми» увеличены с 1 ноября 2023 года в 1,055 раза размеры месячных окладов государственных гражданских служащих Республики Коми в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Коми, размеры месячных окладов отдельных категорий государственных гражданских служащих Республики Коми в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Коми, размеры месячных окладов государственных гражданских служащих Республики Коми в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Республики Коми.

Согласно статье 27 Устава муниципального образования сельского поселения «Серёгово» в компетенции Совета сельского поселения находится, в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Денежное содержание муниципальных служащих администрации сельского поселения «Серегово» на основании приведенных Указов Главы Республики Коми с 01.07.2022 и 01.11.2023 не было увеличено (проиндексировано), что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что истец в период замещения муниципальной должности имел право на оплату труда с учетом увеличения, в частности на увеличение должностного оклада в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Республики Коми, тогда как сельское поселение «Серёгово» в лице Главы и Совета поселения уклонились от рассмотрения вопроса об индексации денежного содержания муниципальных служащих с <Дата обезличена> в ... раза и <Дата обезличена> в ... раза на основании Указов Главы Республики Коми от 05.07.2022 № 69 и от 31.10.2023 № 115.

Судом произведен расчет суммы, недополученной истцом, которая составила ... руб., и взыскана в пользу истца.

Руководствуясь положениями ст.ст. 21, 237 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 1064, 1101 Гражданского кодекса РФ, разъяснениями п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33, учитывая, что истец в результате бездействия ответчика, выразившегося в не принятии решения об увеличении (индексации) денежного вознаграждения на основании Указов Главы Республики Коми, и получении денежного вознаграждения не в полном объеме, испытывал нравственные страдания, негативные эмоции, переживания, волнение и беспокойство, суд с учетом требований разумности и справедливости взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере ... рублей с бюджета муниципального образования сельского поселения «Серёгово» в лице администрации сельского поселения «Серёгово».

Судебная коллегия с выводами суда соглашается в силу следующего.

Указы Главы Республики Коми от 05.07.2022 № 69, от 31.10.2023 № 115 «Об увеличении денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Коми» приняты на основании ч. 7 ст. 10 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах государственной гражданской службы».

     Из материалов дела следует, что истец Ешкилева О.В. являлась муниципальным служащим (...) в администрации СП «Серёгово» Княжпогостского района Республики Коми.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (статья 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящей статьей.

Вышеуказанным законом не предусмотрен механизм увеличения (индексации) должностных окладов по должностям муниципальной службы.

Трудовой договор, заключенный между администрацией СП «Серёгово» и Ешкилевой О.В. от <Дата обезличена>, также не содержит положений, предусматривающих индексацию должностного оклада.

Вместе с тем, решением Совета сельского поселения «Серёгово» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждено Положение о некоторых вопросах муниципальной службы муниципального образования сельского поселения «Серегово», пунктом 5 статьи 10 которого предусмотрено изменение (индексация) размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальным служащим, установленные настоящим Положением, в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Республики Коми.

Таким образом, размеры должностных окладов и ежемесячных надбавок за классный чин муниципальным служащим сельского поселения «Серёгово» подлежали изменению на основании Указов Главы Республики Коми от 05.07.2022 № 69 и от 31.10.2023 № 115.

Статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона № 131-ФЗ) установлено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ (часть 1).

Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ (часть 2).

Согласно части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В части 1 и 2 этой же статьи Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2,8,9 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, в компетенцию органов местного самоуправления входит определение размера и условия оплаты труда муниципальных служащих, в данном случае решение об увеличении должностных окладов муниципальным служащим администрации СП «Серёгово» во исполнение принятых Указов Главы Республики Коми Советом СП «Серёгово» не принималось.

Учитывая приведенные правовые нормы и то обстоятельство, что бюджет сельского поселения «Серёгово» является дотационным, суд обоснованно пришел к выводу, что указанное обстоятельство не освобождает поселение от исполнения перед сотрудниками администрации своих обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Положения о некоторых вопросах муниципальной службы муниципального образования сельского поселения «Серёгово», которым прямо предусмотрено, что размеры должностных окладов подлежат изменению в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы.

Указами Главы Республики Коми от 05.07.2022, от 31.10.2023 размеры окладов государственных гражданских служащих увеличены, соответственно они подлежали увеличению и в отношении муниципальных служащих администрации СП «Серёгово».

Доводы апелляционной жалобы, что представительный орган сельского поселения «Серёгово» самостоятелен в принятии решений о формировании и использовании бюджета не являются основанием к отмене решения суда, поскольку ответчик бездействовал, не принимая решения об увеличении (индексации) денежного вознаграждения на основании Указов Главы Республики Коми, чем нарушил права истца на получение денежного содержания в полном объеме.

Расчет взысканного в пользу истца денежного содержания, размер и основания компенсации морального вреда сторонами не обжалуется, решение суда в указанной части судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не проверяется.

Учитывая фактические обстоятельства по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка, и у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для иных выводов по существу спора.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            

░░░░░    

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-7245/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ешкилева Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация сельского поселения Серегово
Другие
Финансовое управление администрации муниципального района Княжпогостский
Совет сельского поселения Серегово
Администрация муниципального района Княжпогостский
Лютоева Татьяна Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Шерстнёва А. А.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
17.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024Передано в экспедицию
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее