РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2а-499/2018
г. Зима 17 июля 2018 г.
Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Гоголь Ю.Н., при секретаре Шепшилей Н.Н., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Виноградовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зиминского городского муниципального образования об исполнении обязательств по оплате за потребленную тепловую энергию и (или) горячую воду по муниципальным контрактам,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействие, выразившееся в системном несвоевременном исполнении обязательств по оплате за потребленную тепловую энергию и (или) горячую воду по муниципальным контрактам.
В результате уточнения административных исковых требований Зиминский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования обеспечить финансирование муниципальных бюджетных образовательных учреждений с целью погашения задолженности за потребленную тепловую энергию и (или) горячую воду по следующим муниципальным контрактам, заключенным с ООО « Зиматеплоэнерго»:
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (муниципальный контракт от **.**.** №) в размере 138173 руб. 16 коп.;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (муниципальный контракт от **.**.** №) в размере 157551 руб. 03 коп.;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (муниципальный контракт от **.**.** №) в размере 267271 руб. 65 коп.;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (муниципальный контракт от **.**.** №) в размере 203368 руб. 57 коп;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (муниципальный контракт от **.**.** №) в размере 140317 руб. 82 коп.;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зиминский лицей» (муниципальный контракт от **.**.** №) в размере 64020 руб. 10 коп.;
- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа имени ФИО3» (муниципальный контракт от **.**.** №) в размере 29785 руб. 83 коп. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Зиминского городского муниципального образования бюджетного законодательства, а также законодательства, регулирующего отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в том числе оплатыза коммунальные ресурсы, поставленные в бюджетные образовательные учреждения Зиминского городского муниципального образования. Согласно письменной информации Зиминского городского муниципального образования, по состоянию на **.**.** задолженность муниципальных бюджетных образовательных учреждений перед ООО «Зиматеплоэнерго» составляет 681269 руб. 29 коп. Сумма кредиторской задолженности МБДОУ «Детский сад №» перед ООО «Зиматеплоэнерго» по контракту от **.**.** № по состоянию на **.**.** составляет 138173 руб. 16 коп. Сумма кредиторской задолженности МБДОУ «Детский сад №» перед ООО «Зиматеплоэнерго» по контракту от **.**.** № по состоянию на **.**.** составляет 157551 руб. 03 коп. Сумма кредиторской задолженности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» перед ООО «Зиматеплоэнерго» по контракту от **.**.** № по состоянию на **.**.** составляет 267271 руб. 65 коп. Сумма кредиторской задолженности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» перед ООО «Зиматеплоэнерго» по контракту от **.**.** № по состоянию на **.**.** составляет 203368 руб. 57 коп. Сумма кредиторской задолженности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» перед ООО «Зиматеплоэнерго» по контракту от **.**.** № по состоянию на **.**.** составляет 140317 руб. 82 коп. Сумма кредиторской задолженности МБОУ «Зиминский лицей» по контракту от **.**.** № по состоянию на **.**.** составляет 64020 руб. 10 коп. Сумма кредиторской задолженности МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени ФИО3» перед ООО «Зиматеплоэнерго» по контракту от **.**.** № по состоянию на **.**.** составляет 38416 руб. 66 коп. ООО «Зиматеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению на территории Зиминского городского образования, в том числе Комитету по образованию Зиминского городского муниципального образования и муниципальным бюджетным образовательным учреждениям на основании муниципальных контрактов на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде. Между всеми перечисленными муниципальными бюджетными образовательными учреждениями и ООО «Зиматеплоэнерго» заключены типовые муниципальные контракты на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде. Согласно положениям вышеуказанных муниципальных контрактов, энергоснабжающая организация обязуется отпускать в период действия муниципального контракта тепловую энергию, а потребитель обязан производить оплату тепловой энергии и (или) горячей воды в размере и сроки, установленные муниципальными контрактами, при этом в случае неоплаты энергоснабжающая организация имеет право ограничить или прекратить отпуск тепловой энергии и (или) горячей воды потребителю в установленном законодательством и муниципальными контрактами порядке. Вместе с тем, потребителями условия муниципальных контрактов не исполняются, оплата услуг ООО «Зиматеплоэнерго» своевременно и в полном объеме не производится. Несвоевременная оплата оказанных услуг не позволяет ресурсоснабжающей организации ООО «Зиматеплоэнерго» надлежащим образом производить подготовку к предстоящему отопительному сезону: приобретать топливо и проводить ремонтные работы котельного оборудования. Согласно положений Уставов муниципальных бюджетных образовательных учреждений, их учредителем и собственником имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является Зиминское городское муниципальное образование. Источниками формирования финансовых средств учреждений являются средства органа местного самоуправления в виде субсидии на выполнение муниципального задания и иные цели. Обязанность по финансированию бюджетных учреждений лежит на учредителе - администрации Зиминского городского муниципального образования. Отсутствие надлежащего финансирования повлекло образование задолженности по оплате потребленных коммунальных ресурсов, влечет невозможность проведения ООО «Зиматеплоэнерго» мероприятий по подготовке к отопительному периоду, также в связи несвоевременным исполнением обязательств по оплате за потребленный коммунальный ресурс по муниципальным контрактам у энергоснабжающей организации ООО «Зиматеплоэнерго» возникло право требования пени за просрочку платежей, что влечет дополнительные расходы местного бюджета и приводит нарушению прав Зиминского городского муниципального образования, поскольку ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Кроме того, несвоевременная оплата услуг может повлечь негативные последствия для муниципальных бюджетных образовательных учреждений в виде введения режима ограничения или прекращения подачи тепловой энергии и (или) горячей воды, что, в свою очередь, вызовет нарушение прав работников вышеуказанных учреждений на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, санитарным нормам, а также срыв или приостановление образовательного процесса в отопительный период, что приведет к нарушению прав несовершеннолетних на образование в случае прекращения теплоснабжения.
В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Виноградова А.А. уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, предоставив административному ответчику срок для исполнения обязанности - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Абуздина Л.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила отзыв по административному иску, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что исковые требования Зиминского межрайонного прокурора не признает, так как задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию и горячую воду образовалась ввиду несбалансированности бюджета Зиминского городского муниципального образования. Однако в настоящее время административный ответчик приступил к погашению задолженности. ООО «Зиматеплоэнерго» перечислены суммы 12564 руб. 34 коп., 11694 руб. 92 коп., 8630 руб. 83 коп. Административный ответчик планирует погасить задолженность полностью до начала отопительного сезона. Просила в удовлетворении административных исковых требований Зиминского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования и понуждении обеспечить финансирование погашения задолженности ООО «Зиматеплоэнерго» отказать.
Представитель заинтересованного лица ООО «Зиматеплоэнерго» Христолюбова Л.Ю., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Комитета по образованию администрации Зиминского городского муниципального образования Похомовская Е.С., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Выслушав помощника Зиминского межрайонного прокурора, исследовав представленные материалы, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Право на обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением предусмотрено п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Положениями ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Исходя из положений ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ «О контрактной системе»), муниципальные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 13 ФЗ «О контрактной системе», заказчиками осуществляются закупки для муниципальных нужд, а именно, для выполнения функций и полномочий муниципальных органов.
Из ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
В силу ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления, создавая муниципальные учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Частью 6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Согласно статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Судом установлено, что между МБДОУ «Детский сад №» и ООО «Зиматеплоэнерго» заключен муниципальный контракт № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от **.**.**.
Между МБДОУ «Детский сад №» и ООО «Зиматеплоэнерго» заключен муниципальный контракт № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от **.**.**.
Между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и ООО «Зиматеплоэнерго» заключен муниципальный контракт № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от **.**.**.
Между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и ООО «Зиматеплоэнерго» заключен муниципальный контракт № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от **.**.**.
Между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и ООО «Зиматеплоэнерго» заключен муниципальный контракт № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от **.**.**.
Между МБОУ «Зиминский лицей» и ООО «Зиматеплоэнерго» заключен муниципальный контракт № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от **.**.**.
Между МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени ФИО3» и ООО «Зиматеплоэнерго» заключен муниципальный контракт № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от **.**.**.
Согласно п.п. 6.1.1, 8.2. муниципальных контрактов № на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, потребитель обязался оплачивать стоимость потребленной тепловой энергии и (или) горячей воды за расчетный период в порядке, сроки и размере, предусмотренном настоящим контрактом.
Потребитель оплачивает приобретенный объем тепловой энергии и (или) горячей воды в следующем порядке: 30 % плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае, если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного контрактом, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
В нарушение условий контракта, МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МБОУ «Средняя образовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Зиминский лицей», МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени ФИО3» свои обязательства по оплате за потребленную тепловую энергию в горячей воде не исполняют.
Из актов сверок взаимных расчетов по состоянию на **.**.** следует, что задолженность за потребленную тепловую энергию в горячей воде составляет: МБДОУ «Детский сад №» - 138173 руб. 16 коп.; МБДОУ «Детский сад №» - 157551 руб. 03 коп.; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» - 267271 руб. 65 коп.; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» - 203368 руб. 57 коп.; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» - 140317 руб. 82 коп.; МБОУ «Зиминский лицей» - 64020 руб. 10 коп.; МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени ФИО3» - 38416 руб. 66 коп.
Из платежного поручения № от **.**.** следует, что управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования (МБУ ДО «ДЮСШ имени ФИО3) оплатило ООО «Зиматеплоэнерго» за тепловую энергию в сумме 8630 руб. 83 коп.
Представленный в обоснование иска расчет задолженности проверен судом. Он является обоснованным, составлен в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг и тарифами на тепловую энергию, с учетом ранее внесенных ответчиком платежей, не противоречит нормам действующего законодательства и ответчиком не оспорен. Задолженность до настоящего времени не погашена. Доказательств, опровергающих сумму задолженности либо её отсутствие, суду представлено не было.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что уточненные административные исковые требования Зиминского межрайонного прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ « ░░░░░░░░░░░░░░░»:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ **.**.** №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №», ░ ░░░░░░░ 138173 ░░░. 16 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ **.**.** №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №», ░ ░░░░░░░ 157551 ░░░. 03 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ **.**.** №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №», ░ ░░░░░░░ 267271 ░░░. 65 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ **.**.** №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №», ░ ░░░░░░░ 203368 ░░░. 57 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ **.**.** №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №», ░ ░░░░░░░ 140317 ░░░. 82 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ **.**.** №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░ 64020 ░░░. 10 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ **.**.** №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░3», ░ ░░░░░░░ 29785 ░░░. 83 ░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░