Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3046/2024 ~ М-2057/2024 от 17.06.2024

Дело № 2а-3046/2024

44RS0001-01-2024-005709-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2024 года                                                                                                          г. Кострома

           Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Суховой Е.В., при секретаре Соколовой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области к Баранову С.А. о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Костромской области обратилось в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указано, что в УФНС России по Костромской области на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит Баранов С.А. <дата> г.р., место рождения <адрес>, ИНН ....

Налогоплательщик является плательщиком имущественных налогов (транспортного, земельного имущественного), НДФЛ.

Расчёт имущественных налогов по видам объектов собственности, представлен в налоговых уведомлениях № от <дата>; № от <дата>; № от <дата>.

По данным налогового учета за налогоплательщиком числится задолженность по пеням в сумме 1 051.54 рублей. Недоимку для начисления пеней составляют имущественные налоги за <дата> г. в размере 3206.00 рублей.

В связи с применением п. 11 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" задолженность по имущественным налогам, НДФЛ списана (обнулена).

Одновременно, задолженность по налоговому законодательству фактически может быть списана по вступившему решению суда о признании задолженности безнадежной к взысканию.

При этом обязанность по уплате пеней производна от основного налоговой обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной обязанностью, следующей судьбе основного обязательства по уплате налога).

На основании п. 1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налогов, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлены требования № от <дата>; № от <дата>; № от <дата>, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки, пени. До настоящего времени уплат задолженности в бюджет не поступало.

Сроки, установленные п. 2 ст.48 НК РФ для обращения в суд на взыскание задолженности по требованиям № от <дата>; № от <дата>; № от <дата> истекли. Пропуск срока связан с техническими причинам вызванным сбоем компьютерной программы.

В связи с изложенным, со ссылками на нормы закона, административный истец просил суд :

    Удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока дляподачи административного искового заявления;

    Взыскать с Баранова СА. задолженность по пеням за несвоевременную уплату имущественных налогов, НДФЛ в сумме 1 051.54 руб.

В случае отказа в восстановлении пропущенного срока истец просил все пениначисленные на недоимку по имущественным налогам, НДФЛ за 2016, 2017, 2018 годы в размере 1051.54 руб. признать безнадежными к взысканию

В судебном заседании административный истец УФНС России по Костромской области не участвует, в иске заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Административный ответчик Баранов С.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1).

Если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2).

Статьей 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент истечения срока уплаты взыскиваемого налога) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

На основании п. 3 ст. 75 НК Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и определены в Костромской области Законом Костромской области от 28.11.2002 № 80-ЗКО «О транспортном налоге».

В силу п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. ст. 356, 361 НК РФ, ставка транспортного налога устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных ст. 361 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1).

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на налоговом учёте в УФНС России по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Баранов С.А. <дата> г.р., место рождения <адрес>, ИНН ....

Баранову С.А. в <дата> года принадлежало транспортное средство ....

Налоговым органом на основании сведений ГИБДД УМВД России по Костромской области исчислен транспортный налог за указанный период,

Налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлены требования № от <дата>; № от <дата>; № от <дата>, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки, пени.

Транспортный налог Барановым С.А. своевременно не уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере 1051,54 руб

До настоящего времени задолженность по транспортному налогу за <дата> годы ответчиком не уплачена, что последним в порядке ст. 62 КАС РФ не оспорено.

В связи с применением п. 11 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" задолженность по имущественным налогам, НДФЛ списана (обнулена).

При этом обязанность по уплате пеней производна от основного налоговой обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной обязанностью, следующей судьбе основного обязательства по уплате налога).

Первоначально налоговый орган не обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Пропуск срока, установленного для подачи административного искового заявления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Доказательств уважительных причин пропуска срока истцом не представлено, в связи с чем ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд удовлетворению не подлежит.

Технический сбой в автоматизированной программе является недостатком организации работы истца и не может рассматриваться как уважительная причина пропуска срока обращения в суд, кроме того, данное обстоятельство документально не подтверждено.

В силу ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: (в том числе) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

В п. 3 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС РФ N ЯК-7-8/393 от 19.08.2010 (зарегистрированного в Минюсте РФ 23.10.2010 за № 18528), предусмотрено, что решение о признании указанной в п. 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается (приложение № 1 к Порядку): руководителем налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.1 - 2.3 Порядка; руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.7 Порядка.

Налоговый орган утратил возможность взыскания с Баранова С.А.. задолженности по пеням за несвоевременную уплату имущественных налогов за <дата> г.г. в сумме 1051,54 руб., в связи с истечением установленного срока взыскания, что является основанием для признания заявленной задолженности Баранова С.А. безнадежной к взысканию.

Учитывая изложенное, исковые требования УФНС России по Костромской области удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ..., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1051,54 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1051,54 ░░░..

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                  ░.░.░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.07.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3046/2024 ~ М-2057/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Костромской области
Ответчики
Баранов Сергей Анатольевич
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сухова Евгения Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация административного искового заявления
17.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее