Дело №2а-2335/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Севастополь 24 июля 2023 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания – Мартьяновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стукановвской Е.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, заинтересованные лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя, ГУПС "УК "Инкерман" о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении определенных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
В Ленинский районный суд города Севастополя обратилась Стукановвской Е.В. с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2022 года № об отказе в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>., возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Стукановской Е.В. № от 23.08.2021 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание склада площадью 210,3 кв.м. Следуя принципу единства судьбы строения и земельного участка, истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности. Оспариваемым решением от 19.01.2022 года истцу отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, со ссылкой на п.2.2 Административного Регламента предоставления государственной услуги предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящейся в государственной собственности, ссылаясь на пересечение проектируемого земельного участка ранее учтенным земельным участком в ЕГРН, нахождение земельного участка в границах красных линий, в зоне исторического поселения. Однако оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которым исключительное право на приобретение земельных участков имеют граждане, являющиеся собственниками зданий.
Решением Ленинского районного суда г.Севастополя по делу №2а-1612/2022. от 03.08.2022 г. административный иск Стукановской Е.В. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда по делу №33а-3309/2022 от 22 ноября 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 03 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции решение Ленинского районного суда города Севастополя от 3 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 ноября 2022 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Севастополя в ином составе судей.
Определением Ленинского районного суда г.Севастополя от 30.06.2023 г. по делу №2а-2335/2023 исковое заявление Стукановской Е.В. принято на повторное рассмотрение.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя, ГУПС «УК «Инкерман» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Суд, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
Из материалов дела следует, что основанием обжалуемого отказа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории послужило то, что проектируемый земельный участок полностью пересекает учтенный в ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий городу федерального значения Севастополь, предоставленный в аренду ГУПС «Инкерман» по договору аренды № от 30.09.2021 г. Земельный участок с кадастровым номером: № по адресу: <адрес> принадлежит административному ответчику, образован и поставлен на учет 06.11.2019 как земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) с разрешенным использованием: «Для общего пользования (уличная сеть)». Оформление прав на земельный участок, занятый принадлежащей собственнику недвижимостью, является правом ее приобретателя.
При этом возникновение у заинтересованного лица этого права, возможно только вследствие совершения действий по формированию участка (установлению его границ). Действующим законодательством РФ не предусмотрено процедуры снятия земельного участка с кадастровым номером № или прекращения права аренды на него. Использование для административного истца способа защиты как признание недействительным договора аренды с ГУПС «Инкерман» № от 30 сентября 2021 года, в данном случае нецелесообразно, стороной по договору аренды административный истец не является.
Для реализации права на приобретение участка по основаниям статьи 11.4 ЗК РФ административный истец, заявляя об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, желал наступления правовых последствий раздела исходного земельного участка с кадастровым номером: № со стороны его правообладателя в лице органа, наделенного соответствующими полномочиями - ДИЗО г. Севастополь и прекращения права аренды в части вновь образованного земельного участка, внесения соответствующих изменений со стороны ДИЗО <адрес> в договор аренды с ГУПС «Инкерман» № от 30 сентября 2021 г. Собственник объекта недвижимости - истец, в этих целях обратилась с заявлением к правообладателю земельного участка с кадастровым номером: № - ДИЗО г. Севастополя (ответчику) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно координатам которой должен быть разделен земельный участок с кадастровым номером: № для формирования участка под объектом недвижимости, принадлежащего административному истцу. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункт 1).
Как следует из оспариваемого отказа, спорный участок расположен в зоне исторического поселения в соответствии с приказом Минкультуры от 11 января 2016 года №, а также в границах красных линий.
Вместе с тем, ни один документ, имеющийся в материалах дела, не содержит фактов отнесения испрашиваемой истцом части земель к земельным участкам, находящимся границами красных линий. Факт пересечения границ испрашиваемого участка с границами земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: «для общего пользования (уличная сеть)» не означает безусловное нахождение спорного участка за границами красных линий.
Кроме того, сам факт того, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, предоставлен в аренду, означает, что он не находится в границах красных линий и не исключен из оборота.
Сведения, полученные в ходе рассмотрения дела от Департамента архитектуры г. Севастополя от 28 июня 2022 года касаются границ испрашиваемого участка с границами земельного участка с кадастровым номером №, часть из которых находится за пределами красных линий. Фактически на местности склад истца находится вдалеке от улиц и дорог общего пользования и не располагается в границах уличной сети. Соответственно, отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемой административным истцом части земель несостоятелен.
Так, согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3 статьи 35 ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел. Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> оформленное письмом от 19.01.2022 г. № с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Стукановской Е.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
В силу части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и Стукановской Е.В.
Руководствуясь статьями 175-189, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 19.01.2022 ░. № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░<░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░. № ░░ 23.08.2021 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.07.2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░