РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.04.2023 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П., с участием прокурора Сливяк П.А., представителя административного ответчика Борисова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1189/2023 по административному исковому заявлению Александровой ФИО25 к Арамильской городской территориальной избирательной комиссии об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования,
установил:
23.01.2023 Арамильской городской территориальной избирательной комиссией принято решение «О назначении дополнительных выборов депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1» на 16.04.2023.
16.04.2023 состоялось голосование на дополнительных выборах депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1.
В голосовании приняло участие 614 избирателей, что составляет 16,72 % от числа зарегистрированных избирателей.
Решением Арамильской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 1 от 17.04.2023 №18/93 «О результатах дополнительных выборов депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 16.04.2023» дополнительные выборы депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 признаны состоявшимися и действительными.
Согласно решению от 17.04.2023 № 18/93, на основании протоколов участковых избирательных комиссий избирательных участков № 1100, 1101 об итогах голосования на дополнительных выборах депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 путем суммирования содержащихся в них данных, Арамильская городская территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 1 на дополнительных выборах депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 определила следующие результаты выборов по округу:
Голоса избирателей, принявших участие в голосовании, распределились следующим образом:
за Александрову ФИО26 подано 87 голосов избирателей (14,17 %);
за Бурлакова ФИО27 подано 59 голосов избирателей (9,61%);
за Диденко ФИО28 подано 35 голосов избирателей (5,70%);
за Костина ФИО29 подано 392 голоса избирателей (63,84%);
за Москвина ФИО30 подано 16 голосов избирателей (2,61%);
за Осколкову ФИО31 подано 98 голосов избирателей (15,96%);
за Соловьеву ФИО32 подано 393 голоса избирателей (64,01%);
за Ступину ФИО33 подано 96 голосов избирателей (15,64%);
за Терентьева ФИО34 подано 17 голосов избирателей (2,77%);
за Тихонову ФИО35 подано 339 голосов избирателей (55,21%);
за Чеснокова ФИО36 подано 29 голосов избирателей (4,72%);
за Штанова ФИО37 подано 9 голосов избирателей (1,47%).
Решением избирательной комиссии от 17.04.2023 № 18/94 «Об общих результатах дополнительных выборов депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 16 апреля 2023 года» постановлено: Признать дополнительные выборы депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 состоявшимися и действительными. Признать избранными депутатами Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1: Костина ФИО40, Соловьеву ФИО39, Тихонову ФИО38.
В день голосования на выборах депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу №1 в Арамильскую городскую территориальную избирательную комиссию поступило две жалобы от кандидатов в депутаты Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу №1 Александровой Н.А., Осколковой О.В., Ступиной О.А., на нарушение процедуры оформления конвертов для досрочного голосования на избирательном участке №1101. Поступившие жалобы рассмотрены, ответы направлены заявителям. Нарушения по порядку голосования, подсчету голосов избирателей, установлению итогов на дополнительных выборах депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу №1, в которых ставилось бы под сомнение волеизъявление избирателей на дополнительных выборах депутатов Думы Арамильского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу №1 не установлены.
Александрова Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование своих требований, что 16.04.2023 в помещении участковой избирательной комиссии №1101 при подсчете и проверке конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей было выявлено 22 конверта с нарушением процедуры оформления. Конверты с бюллетенями, в нарушение п. 8 ст. 65 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на месте склейки не содержали подписей двух членов избирательной комиссии. Тем не менее, данные конверты были вскрыты членами избирательной комиссии, бюллетени, находившиеся в них. были помещены в общий ящик для голосования. Затем в данный ящик были помешены бюллетени избирателей, проголосовавших 16.04.2023.
В связи с чем, просит: Признать недействительными результаты досрочного голосования на избирательном участке №1101.
В судебное заседание административный истец Александрова Н.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Арамильской городской территориальной избирательной комиссии Борисов В.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что проверка запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, проверки печати УИК, проверка отсутствия следов вскрытия на конвертах, проверка наличия подписей двух членов УИК была реализована и УИК № 1101 на избирательном участке в день голосования. Все необходимые реквизиты на конвертах имелись. Каких-либо повреждений места склейки или самих имеющихся конвертов не установлено, на конвертах была проставлена печать УИК № 1101, имелись подписи двух членов УИК с правом решающего голоса. Следовательно, все требования, предусмотренные избирательным законодательством при проведении досрочного голосования, касающиеся оформления конвертов, соблюдены.
Кроме того, Александровой Н.А. в день голосования в ТИК была подана жалоба, аналогичная обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, аргументированный ответ на жалобу кандидату был выдан, положения закона разъяснены. В данном случае доводы Александровой А.Н. не находят своего подтверждения. Нарушений, повлиявших на достоверность установления волеизъявления избирателей, проголосовавших на избирательном участке № 1101, не имелось.
Выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется по правилам, установленным главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии со статьей 75 поименованного закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд (пункт 1); решения избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов обжалуются в суды соответствующего уровня; при этом суд рассматривает решение избирательной комиссии, организующей выборы, а также решения нижестоящих избирательных комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты выборов (пункт 4).
В силу требований пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из обстоятельств, указанных в подпунктах "а" - "д", а также при установлении иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (подпункт "е" этого же).
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (пункт 6 приведенной статьи).
Федеральный закон N 67-ФЗ в статье 65 устанавливает общие правила проведения досрочного голосования (пункты 1 - 15).
Положениями пункта 8 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении ТИК, ИКМО - до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.
ТИК (ИКМО) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.
Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей участковой комиссией в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно в помещении ТИК, ИКМО, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума.
Информация о числе избирателей проголосовавших досрочно, отдельно по каждому избирательному участку представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт (пункт 13).
После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, о чем составляется акт (пункт 15).
Полагая установленный порядок опечатывания нарушенным, административный истец обратился в день голосования с требованием о признании бюллетеней недействительными.
Между тем, положениями избирательного законодательства, в том числе пунктом 15 статьи 65 Закона N 67-ФЗ, на которые ссылается заявитель жалобы, полномочия по признанию в день голосования бюллетеней для досрочного голосования недействительными, в том числе по основаниям отсутствия на конвертах, в которые упакованы бюллетени, реквизитов, предусмотренных пунктом 8 статьей 65 Закона N 67-ФЗ, предоставлены участковым избирательным комиссиям.
Согласно ответу на жалобу, поступившую в Арамильскую городскую территориальную избирательную комиссию 16.04.2023. в 14 ч. 13 мин. по процедуре оформления конвертов для досрочного голосования на избирательном участке №1101, указано, что все конверты имеют не менее двух подписей членов комиссии с правом решающего голоса, заверенных печатью участковой избирательной комиссии избирательного участка №1101, проставленной на месте склейки конверта. Все конверты не имеют следов вскрытия, печать ни на одном конверте не повреждена. Таким образом, все конверты имеют реквизиты, указанные в пункте 6 статьи 83 Избирательного кодекса Свердловской области, следовательно, все требования, предусмотренные законодательством при проведении досрочного голосования, касающиеся оформления конвертов, соблюдены. Помещение избирательных бюллетеней, избирателей, проголосовавших досрочно, в стационарный ящик для голосования, используемый в день голосования в помещении для голосования, прямо предписано пунктом 12 статьи 83 Избирательного кодекса Свердловской области.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе, фотоматериалы, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений закона при подведении итогов голосования, которые могли бы быть признаны нарушениями, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, либо не позволяющими выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного искового заявления Александровой Н.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░41 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.04.2023.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: