Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-801/2023 ~ М-732/2023 от 12.09.2023

10RS0№-06

Дело №а-801/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года                                                           пгт. Калевала

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Феоктистова В.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием

представителя административного истца - заместителя прокурора <адрес> Республики Карелия ФИО3,

представителя административного ответчика - ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Республики Карелия к администрации Калевальского муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калевальского муниципального района с заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлены бесхозяйные объекты теплоснабжения: тепловые сети от котельной ГУП РК «Мост», расположенной по адресу: <адрес>, до наружных стен жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> Республики Карелия. В рамках проверки установлено, что указанные тепловые сети надлежащим образом не оформлены, право собственности на них не зарегистрировано, соответственно они не обслуживаются, что может привести к возникновению аварийных ситуаций в зимний период. В связи с этим прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Калевальского муниципального района, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанных тепловых сетей и обязать ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет данных тепловых сетей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ГУП РК «Мост» в лице конкурсного управляющего ФИО6, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, муниципальное образование «Калевальское городское поселение», ГУП РК «Лоухское дорожное ремонтно-строительное управление», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», ООО «Калевальские коммунальные системы», МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, филиал ППК «Роскадастр» по <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Карелия ФИО3 требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Калевальского муниципального района ФИО4 возражал против удовлетворения административного иска. Указал, что спорная тепловая сеть имеет кольцевой характер, то есть идет от котельной к жилым домам, затем к гаражу ГУП РК «Мост» и далее снова в котельную. При этом котельная передана в аренду ГУП РК «Мост», который и взимает плату за теплоснабжение. После осмотра схемы тепловой сети пояснил, что в разъединении сети нет необходимости, однако представляется целесообразным установить тепловые счетчики в целях фиксирования объема тепловой энергии, потребляемой жильцами многоквартирных домов. Указал, что ранее администрация Калевальского муниципального района не предпринимала мер по постановке на учет данной тепловой сети, поскольку это длительный процесс, который займет не менее 1 года. Кроме того, государственные органы Республики Карелия вправе самостоятельно обратиться с заявлением о постановке спорного участка тепловых сетей на учет в качестве бесхозяйного, при этом отметил, что в случае признания права муниципальной собственности на данные сети в последующем их можно передать в пользование <адрес>.

Представители заинтересованных лиц ГУП РК «Мост» в лице конкурсного управляющего ФИО6, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, муниципального образования «Калевальское городское поселение», ГУП РК «Лоухское дорожное ремонтно-строительное управление», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», ООО «Калевальские коммунальные системы», МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, филиал ППК «Роскадастр» по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем с учетом положений ст.165.1 Гражданского кодекса РФ административное дело рассмотрено в их отсутствие.

ООО «Калевальские коммунальные системы» в отзыве на административный иск оставляет решение на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения в том числе относятся организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского поселения.

Пунктом 1.1 ст. 38 Устава МО «Калевальский национальный район» на администрацию Калевальского муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации муниципального образования «Калевальское городское поселение». В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Устава МО «Калевальское городское поселение» органы местного самоуправления Поселения, администрации Калевальского муниципального района при исполнении полномочий администрации Поселения от имени Поселения осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло-и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка подготовки к отопительному периоду 2023-2024 гг., по результатам которой в деятельности администрации Калевальского муниципального района выявлены нарушения требований законодательства o жилищно-коммунальном хозяйстве, в частности, установлено, что право собственности на тепловые сети от котельной ГУП РК «Мост», расположенной по адресу: <адрес>, до наружных стен жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> не зарегистрировано, на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры указанные сети не приняты.

Согласно ответу ГУП РК «Мост» от ДД.ММ.ГГГГ спорные тепловые сети предприятию не принадлежат, на балансе не состоят.

В соответствии с ответом ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения об указанных тепловых сетях, при этом из информации МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорные объекты не включены в реестр федерального имущества и в собственности Российской Федерации не находятся.

Как следует из представленной в материалы дела переписки между администрацией Калевальского муниципального района и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, проблема эксплуатации спорных тепловых сетей обсуждается с 2016 года, при этом органу местного самоуправления неоднократно предлагалось принять меры по постановке спорных тепловых сетей на учет как бесхозяйных с последующим оформлением на них права муниципальной собственности и дальнейшей передачей в собственность Республики Карелия, однако какие-либо меры до настоящего времени администрацией Калевальского муниципального района не предприняты.

Суд также принимает во внимание, что в информации от ДД.ММ.ГГГГ администрация Калевальского муниципального района указывает, что спорные тепловые сети не являются муниципальной собственностью и не включены в реестры муниципального имущества, ненаправление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйных спорных тепловых сетей обусловлено отсутствием необходимости в этом.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1).

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Ответчик в полной мере не проводил мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов и по поиску собственников не предпринимал.

Факт наделения ответчика соответствующими полномочиями подтверждается постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020). Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, названы объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).

Кроме того согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городского поселения в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закон Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 1908-ЗРК "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> и органами государственной власти Республики Карелия" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению следующих вопросов местного значения городских поселений в <адрес> по организации в границах поселения электро-, тепло- и газоснабжения населения, вместе с тем, по смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. При этом законодателем не указаны иные участники правоотношений, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.

Пункт 5 Порядка в совокупности с абзацем первым пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.

Из анализа приведенных положений норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.

Таким образом, процедура признания права собственности на бесхозяйную вещь состоит из двух этапов постановка ее на учет и признание права муниципальной собственности в судебном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако, последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. По истечении года или трех месяцев, в отношении линейных объектов, со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. При этом, суд принимает во внимание, что после признания права муниципальной собственности на недвижимую вещь, действующее законодательство допускает возможность ее передачи в государственную собственность.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено, что тепловые сети от котельной ГУП РК «Мост», расположенной по адресу: <адрес>, до наружных стен жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> являются бесхозяйными, доказательств обратного не представлено, как и не представлено доказательств, что данные сети являются частью иного объекта, а договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № содержит лишь информацию о передаче в аренду ГУП РК «Мост» лишь здания котельной, но не тепловых сетей, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, при этом суд учитывает, что плату за тепловую энергию с жильцов указанных многоквартирных домов взимает ГУП РК «Мост», однако сам по себе данный факт не свидетельствует об эксплуатации ГУП РК «Мост» тепловых сетей на законных основаниях.

Пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предоставляет судам право указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений.

Данное законоположение направлено в силу его буквального содержания на обеспечение восстановления нарушенных прав административного истца, а не на их ограничение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2163-О).

Как следует из административного искового заявления административный истец не просит установить конкретный срок для обращения с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, вместе с тем, с учетом приведенных выше правовых норм и принимая во внимание возможность возникновения чрезвычайной ситуации в случае аварии на спорных тепловых сетях, суд считает необходимым установить соответствующий срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина с администрации Калевальского муниципального района взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                     ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 177 ░░░ ░░

                                                                                  ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-801/2023 ~ М-732/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Калевальского района
Ответчики
Администрация Калевальского муниципального района
Другие
МО "Калевальское городское поселение"
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
ГУП РК "Лоухское дорожное ремонтно-строительное управление"
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
ООО "Калевальские коммунальные системы"
ГУП РК "Мост" в лице конкурсного управляющего Маланина Сергея Михайловича
Филиал ППК "Роскадастр" по Республике Карелия
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Феоктистов Валерий Васильевич
Дело на сайте суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация административного искового заявления
12.09.2023Передача материалов судье
13.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Дело оформлено
07.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее