Решение по делу № 33-4856/2014 от 19.11.2014

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33-4856/2014

Судья Архипова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2014 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,

судей БлиновойМ.А., Юркиной И.В.,

при секретаре Михайловой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Комсомольского района Чувашской Республики в интересах Сапожниковой А.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора Комсомольского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Сапожниковой А.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить инвалида ... группы техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что Сапожникова А.В. является инвалидом ... группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации от 01 ноября 2012 г. истец нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>. 06 ноября 2012 г. представитель истца Сапожниковой Н.В. обратился в БУ ЧР «...» с заявлением об обеспечении её техническими средствами реабилитации. Однако по настоящее время, согласно справке БУ ЧР «...», истец техническим средством реабилитации, а именно <данные изъяты>, не обеспечена.

Истец Сапожникова А.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Калинина Е.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Иванова О.П., не оспаривая право Сапожниковой А.В. не обеспечение техническими средствами реабилитации, в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что для закупка техническим средств реабилитации происходит в соответствии с действующим законодательством посредством электронных аукционов, что занимает определенный промежуток времени, в связи с чем возникает задолженность по обеспечению инвалидов названными средствами. По возможности все инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации.

Третьи лица БУ ЧР «...» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и ... районная организация Чувашской Республиканской организации общероссийской общественной организации «...» явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 сентября 2014 г. постановлено:

«Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить инвалида ... группы Сапожникову А.В., ... года рождения, согласно индивидуальной программе реабилитации, выданной 01 ноября 2012 г. на основании карты к акту освидетельствования от 26 октября 2012 г., техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>».

Указанное решение суда обжаловано Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе указывают, что Минздравосоцразвития ЧР осуществляет переданные полномочия Российской Федерации субъекту Российской Федерации в области охраны здоровья и социальной защиты граждан в пределах бюджетных ассигнований республиканскому бюджету в форме субвенций на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Министерством осуществляется закупка технических средств реабилитации в пределах финансирования, выделенного на эти цели в пределах бюджетных ассигнований. Обеспечение инвалидов в 2013 г., 2014 г. средствами реабилитации произведено в рамках выделенных средств. Кроме того, внеочередное предоставление технических средств реабилитации ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь.

Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.11.1 Закона решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Судом установлено, что Сапожникова А.В. является инвалидом ... группы, что подтверждается справкой серии ... (л.д.12-13). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида в виде карты к акту освидетельствования от 26 октября 2012 г. истец нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>.

06 ноября 2012 г. Сапожникова А.В. обратилась в БУ «... центр социального обслуживания населения» с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации – <данные изъяты>, приложив соответствующие документы (л.д.17).

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции Сапожникова А.В. не была обеспечена <данные изъяты>.

В соответствии с п.п.2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 в ред. от 26.09.2013г. (далее - Правила), обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Согласно пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием); одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Учитывая, что Сапожникова А.В. не обеспечена до настоящего времени техническими средствами реабилитации, предусмотренными её индивидуальной программой реабилитации инвалида, чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении обязанности обеспечить Сапожникову А.В. техническим средством реабилитации – <данные изъяты>, на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанности, на котором лежит обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно п. 3.27.17 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 года № 229, полномочия по обеспечению лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Чувашской Республики, техническими средствами реабилитации, входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. № 2347-р, протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о передаче Кабинету Министров Чувашской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2418-1, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является расходным обязательством Чувашской Республики в лице ее уполномоченного органа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Ссылки в апелляционной жалобе на недостаточность финансовых средств не может повлечь отмену решения суда, поскольку Сапожникова А.В. имеет право на предоставление технических средств реабилитации, состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении такими средствами, в связи с чем ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий.

Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства, к нарушению гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишению возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничению права на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Доводы жалобы о том, что внеочередное предоставление Сапожниковой А.В. технических средств реабилитации ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, несостоятельны, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории технических средств реабилитации не предусмотрена. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технического средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком средстве.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 сентября 2014 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-4856/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сапожникова А.В.
Ответчики
Министерство здравоохранения и социального развития ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Блинова М.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
10.12.2014Судебное заседание
12.12.2014Передано в экспедицию
12.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее