дело № 2-4717/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2023 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Боссерт Н.С., Корегиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетковой Е. И. к Администрации городского округа <адрес> о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Кочеткова Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указано, что истец обратилась к ответчику с заявлением о признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограмме 2 «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы <адрес> «жилище» на 2017-2027 годы.
Постановлением Администрации городского округа <адрес> от <дата> №-ПА истцу отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, поскольку не представлена справка органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места регистрации об имеющемся (имевшемся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилых помещениях до 1998г. на Кочеткова Д.С.; в случае регистрации по месту жительства до 1998 года на территории других субъектов Российской Федерации – дополнительно справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места предыдущей регистрации на обоих супругов, в том числе на добрачную фамилию.
Истец считает отказ незаконным, нарушающим ее права. В период с 1988 по 1992г.г. истец проживала в <адрес>Б, однако документы, подтверждающие регистрацию, не сохранились, объектов на праве собственности истец не имеет. Согласно сведеним, содержащимся в паспорте, в период с <дата> по <дата> истец была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако в соответствии с выпиской из домовой книги истец была зарегистрирована по указанному адресу в период с 1992 по 2011г.г. супруг истца в период с 24.062006 по <дата> был за <адрес>, регистрирован в в/ч № <адрес>, в период с <дата> по <дата> – по адресу: <адрес>.
Истцом также представлена ответчику справка ГБУ МО «МОБТИ» от <дата> на Кочеткова Д.С. и Кочеткову Е.И., справка об отсутствии на праве собственности истца объектов недвижимости до 1998 года по <адрес> и <адрес>.
Семья истца в количестве 6 человек: Кочеткова Е.И.. Кочетков Д.С., несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО1 зарегистрированы по адресу в/ч № в квартире общей площадью 62,8 кв.м, указанное жилое является служебным и не входит в расчет уровня обеспеченности общей площадью.
У супруга истца Кочеткова Д.С. имеется на праве собственности квартира по адресу: <адрес>, площадью 52,7 кв.м.
В судебном заседании истец Кочеткова Е.И. требования поддержала.
Третье лицо Кочетков Д.С. в судебное заседание не явился. о слушании дела извещен.
Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании извещен.
Выслушав сторону истца, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно разделу II государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 №1072/35 утверждена государственная программа Московской области «Жилище» на 2023-2033 годы. Данным постановлением утверждена подпрограмма 2 «Обеспечение жильем молодых семей». Мероприятия Подпрограммы 2 направлены на оказание государственной поддержки молодым семьям в виде социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Подраздел 6.4 подпрограммы 2 содержит Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – Правила).
Согласно пункту 3 Правил, участницей мероприятия ведомственной целевой программы и Подпрограммы 2 может быть Участницей мероприятия и Подпрограммы 2 может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия и Подпрограммы 2 в Список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5 - 8 настоящих Правил;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;
4) имеющая место жительства в Московской области;
5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме, утвержденной Государственным заказчиком.
Участницей мероприятия и Подпрограммы 2 может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия и Подпрограммы 2 в Список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5 - 8 настоящих Правил;
3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;
4) имеющая место жительства в Московской области;
5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме, утвержденной Государственным заказчиком.
Согласно подп.2 п.11 Правил к заявлению на участие в подпрограмме 2 прилагаются: справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда Московской области, об имеющемся (имевшемся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилом(ых) помещении(ях) до 1998 года на членов молодой семьи, в том числе на добрачную фамилию (в случае регистрации по месту жительства в Московской области до 1998 года). В случае регистрации по месту жительства членов молодой семьи до 1998 года на территории других субъектов Российской Федерации - справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места предыдущей регистрации, в том числе на добрачную фамилию. К справке из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, необходимо предоставить документ, содержащий сведения о регистрации членов молодой семьи по месту жительства на территории Московской области или другого субъекта Российской Федерации до 1998 года.
В соответствии с подп..3 п.21 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия и Подпрограммы 2 являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 10 - 12 настоящих Правил.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
На основании п.2 ст.51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Совета депутатов городского округа Пушкинский МО от 29.12.2021 №184/12 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 9 квадратных метров общей площади, приходящейся на одного человека.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются ст.20 ГК РФ, Законом РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.
Согласно статье 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно пункту 12 данных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях. Свидетельство о регистрации по месту пребывания также является доказательством, подтверждающим, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Судом установлено, что Кочетков Д.С. и Кочеткова Е.И. состоят в браке с <дата> (л.д.79).
В браке родилось четверо детей: ФИО1, <дата>.р., ФИО2, <дата>.р., ФИО3, <дата>.р., ФИО1, <дата>.р. (л.д.75-78).
Семья зарегистрирована с <дата> при войсковой части № (<адрес>) (л.д.27-28), фактически семья Кочетковых проживает в служебной квартире, предоставленной по договору найма <дата>, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.44-46).
<дата> Кочеткова Е.И. обратилась в Администрацию городского округа Пушкинский Московской области с заявлением и необходимыми документами для рассмотрения вопроса о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2023-2033 годы.
Постановлением Администрации городского округа Пушкинский Московской области от 22.05.2023 №2082-ПА в удовлетворении заявления отказано, поскольку заявителем не представлены документы в соответствии с подпунктом 5 пункта 8 Правил, а именно: справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места регистрации об имеющемся (имевшемся) на праве собственности или ином подлежащем государственной регистрации праве жилом(ых) помещении (ях) до 1998 года на Кочеткова Д.С.; в случае регистрации по месту жительства до 1998 года на территории других субъектов Российской Федерации – дополнительно справка из органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, с места предыдущей регистрации на обоих супругов, в том числе на добрачную фамилию (л.д.12-13).
Судом установлено, что возраст каждого из супругов Кочетковых не превышает 35 лет, истцы с <дата> имеют постоянную регистрацию на территории <адрес>.
У Кочеткова Д.С. имеется на праве собственности квартира, общей площадью 52,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.91-92).
Как следует из доводов истца, в период с 1988 по 1992г.г. она проживала в <адрес>Б, однако документы, подтверждающие регистрацию, не сохранились. Вместе с тем, объектов на праве собственности в <адрес> истец не имеет, что следует из ответа <адрес> управлении технической инвентаризации и кадастровой оценки от <дата> (л.д.61).
Согласно сведениям, содержащимся в паспорте, в период с <дата> по <дата> истец была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.63).
Супруг истца в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что следует из копии домовой книги (л.д.104-105), с <дата> по <дата> был зарегистрирован в в/ч № в <адрес>, в период с <дата> по <дата> – по аресу <адрес>, с <дата> по настоящее время - <адрес>, что следует из копии паспорта (л.д.70-71).
У Кочетковой Е.И. и несовершеннолетних детей не имеется жилых помещений, что подтверждается уведомлением Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения на территории Российской Федерации (л.д.89, 90, 93-97).
Семья истца в количестве 6 человек: Кочеткова Е.И.. Кочетков Д.С., несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО1 зарегистрированы по адресу в/ч № в квартире общей площадью 62,8 кв.м, указанное жилое является служебным и не может включаться в расчет уровня обеспеченности общей площадью.
У супруга истца Кочеткова Д.С. имеется на праве собственности квартира по адресу: <адрес>, площадью 52,7 кв.м. таким образом, уровень обеспеченности каждого члена семьи составляет 8,78 кв.м, что не соответствует учетной норме, установленной для городского округа <адрес>.
Вышеуказанными документами подтверждено, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма у семьи Кочетковых не имеется, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Кочетковых составляет учетной нормы.
Таким образом, семья Кочетковых соответствует требованиям, предъявляемым к участникам ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-бытовых услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2023-2033 годы, в связи с чем заявленные истцом требования о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей и обязании поставить семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ - ░░░1, <░░░░>.░., ░░░2, <░░░░>.░., ░░░3, <░░░░>.░., ░░░4, <░░░░>.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░» ░░ 2017-2027 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ - ░░░1, <░░░░>.░., ░░░2, <░░░░>.░., ░░░3, <░░░░>.░., ░░░4, <░░░░>.░., ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░» ░░ 2017-2027 ░░░░, ░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – <░░░░>.
░░░░░