Дело № 2-1464/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2021 года г.Долгопрудный
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разиной И.С.,
при секретаре Жарких А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3, ФИО4 об уменьшении наследственных долей
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4 об уменьшении наследственных долей, указав в обоснование иска. ДД.ММ.ГГГГ умерла супруга истца ФИО2, после смерти которой нотариусом открыто наследственное имущество. Завещание ФИО2 не составлялось. Наследниками по закону являются истец и ответчики. При жизни супруги совместно принято решение стать родителями, прибегнув к способу ЭКО, поскольку супруга по медицинским показаниям не могла иметь детей. В связи с чем был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание платных медицинских услуг на генетическое исследование. После проведенного обследования, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор оказания медицинских услуг. В результате качественно оказанных медицинских услуг было произведено экстракорпоральное оплодотворение, и получившийся эмбрион был протестирован по программе преимплатационное генетическое тестирование, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом произошло зачатие. В этот же день, по договору на хранение половых клеток/эмбрионов и договору на криоконсервацию эмбрионов, заключенного между истцом, супругой и ООО МК «Семья», эмбрион поступил на хранение и было криоконсервирован до ДД.ММ.ГГГГ,после чего хранение эмбриона неоднократно продлевалось. В соответствии с информационным добровольным согласием на хранение эмбриона в случае смерти пациентки ФИО2 судьба эмбриона определяется истцом. Для того, чтобы истцу стать родителем ребенка, биологическая мать которого будет являться покойная супруга ФИО2, с использованием криоконсервированного эмбриона, истцу необходимо заключить три договора: на оказание медицинских услуг по лечению бесплодия; возмездного оказания услуг по поиску суррогатной матери; договор с суррогатной матерью. Поскольку жизнеспособный эмбрион, зачатый при жизни наследодателя, после подсадки суррогатной матери и вынашивания плода с высокой долей вероятности родится живым, то родившийся живым ребенок, в соответствии со ст.1141,1142, 1116 ГК РФ, имеет право на долю в наследстве, поэтому доли остальных наследников подлежат уменьшению с 1/3 до 1/4 доли (л.д.4-6).
Истец извещен, в судебное заседание не явился, доверил участие в деле представителю ФИО7, представившему удостоверение адвоката № от ДД.ММ.ГГГГ, по ордеру (л.д.7).
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, а также пояснил, что при жизни супруга истца написала письменное согласие супругу (истцу) на решение судьбы эмбриона, а не родителям. Истец решил оставить память о супруге в ребенке, о котором мечтали, для чего истец прошел много процедур, осталась последняя для полсадки эмбриона суррогатной матери. Просит иск удовлетворить.
Ответчик ФИО3 и ее представитель в судебном заседании возражали против данного иска, пояснив, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Письменные возражения на иск приобщены к материалам дела (л.д.203).
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.204).
3-е лицо нотариус ФИО8 представила материалы наследственного дела № ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-202).
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, ответчиков, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право наследования, гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день и момент смерти, указанные в решении суда.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 1 ст. 1116 ГК РФ, к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Судом установлено, истец ФИО1 и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81).
ДД.ММ.ГГГГ супруга истца ФИО2 умерла (л.д.75).
Наследниками по закону, обратившимися к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону являются: мать ФИО3 (ответчик), отец ФИО4 (ответчик), супруг ФИО1 (истец) (л.д.76-79).
На основании поданных нотариусу заявлений родителей, супруга ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Долгопрудненского нотариального округа <адрес> ФИО8 заведено наследственное дело № к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (л.д.180-182).
Также ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился к нотариусу с заявлением, поставив в известность о том, что имеется наследник зачатый при жизни наследователя (л.д.80).
Как следует из объяснений представителя истца, представленных в материалы дела документов, при жизни супруги истца, совместно ФИО1 и ФИО2 было принято решение стать родителями, прибегнув к способу ЭКО, поскольку по медицинским показаниям забеременеть естественным путем супруга истца не могла. С указанной целью был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание платных медицинских услуг в соответствии с которым, истец с ФИО2 прошли генетическое обследование, по результатам которого по медицинским показаниям, с помощью ЭКО могли стать родителями (л.д.10-14).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор оказания медицинских услуг по программе ЭКО с ГБУЗ МО МОНИИАГ (л.д.15-20) и аналогичный договор с ООО «Международная клиника «Семья» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-26).
В результате качественно оказанных медицинских услуг по программе ЭКО в отношении истца и его супруги, с использованием их половых клеток, был получен эмбрион.
В соответствии с договором об оказании платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО «Международная клиника «Семья», в отношении эмбриона было проведено преимплатационное генетическое тестирование, в результате которого эмбрион был признан пригодным для дальнейшего использования в лечении бесплодия с применением методов вспомогательных репродуктивных технологий. В соответствии с договором на криоконсервацию и хранение половых клеток /эмбрионов, эмбрион подвергся криоконсервации и помещен на хранение в специально оборудованный сосуд (л.д.27-36). Сроки хранения эмбриона неоднократно продлялись.
ДД.ММ.ГГГГ супруга истца – ФИО2 умерла. В соответствии с информационным добровольным согласием на хранение эмбриона, в случае смерти пациентки ФИО2, судьба эмбриона определяется истцом.
Чтобы стать родителем ребенка, биологической матерью которого будет являться супруга истца ФИО2, необходимо использовать криоконсервированный эмбрион, находящийся на хранении в ООО «Международная клиника «Семья».
Решением Королёвского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, за ФИО1 признано право на получение медицинской помощи по лечению бесплодия с применением методов ВРТ с использованием принадлежащего ему эмбриона, находящегося на хранении в ООО «Международная клиника «Семья», путем заключения договоров на оказание платных медицинских услуг по программе суррогатного материнства (л.д.216-226).
ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1 и ООО «Международная клиника «Семья» заключен договор возмездного оказания услуг с целью поиска суррогатной матери; проведении ее медицинского обследования; заключения договора с суррогатной матерью, оказанию иных услуг, предусмотренных договором, до рождения ребенка (л.д.228-234).
Репродуктивное право - это закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению определять факт и момент рождения ребенка, количество детей и интервалы между их рождением, располагая для этого необходимой информацией и средствами. Права на искусственное прерывание беременности, на медицинскую стерилизацию, на применение ВРТ являются способами его осуществления (ст. 55 - 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Интерес, опосредуемый репродуктивным правом, носит неимущественный характер. Оно неразрывно и естественным образом связано с личностью потенциальных родителей. Репродуктивное право - это личное неимущественное право, совместно принадлежащее потенциальным родителям, которое позволяет им контролировать эмбрион.
Репродуктивное право, являясь личным неимущественным правом, не входит в состав наследства (абз. 3 ст. 1112 ГК РФ) и не переходит к другим лицам ни в порядке универсального, ни в порядке сингулярного правопреемства. Режим наследования не приемлем для эмбрионов. Эмбрионы создаются и используются для лечения бесплодия (п. 1 ст. 55 Закона № 323-ФЗ, п. 2 Приказа Минздрава России № 107н) конкретного пациента с бесплодием на основе его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери) (абз.2, п. 4, ст. 51 СК РФ).
В иске истец ссылается на ч.1 ст.1116 ГК РФ, согласно которой к наследованию могут призываться граждане, которые находились в живых на день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследователя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Из анализа указанных норм следует, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на момент смерти вещи, имущественные права и обязанности, которые могут быть приняты наследником в шестимесячный срок с момента открытия наследства путем обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство) либо его фактического принятия. При этом, к наследованию призываются только наследники, находящиеся в живых на момент открытия наследства.
Пункт 1 Медицинских критериев рождения дословно повторяет п. 1 ст. 53 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": "Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов".
Живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента) (п. 3 Медицинских критериев рождения).
На новорожденных, родившихся живыми, выдается медицинское свидетельство о рождении для государственной регистрации рождения в органах записи актов гражданского состояния.
Такие документы являются основанием для государственной регистрации рождения (п. 1 ст. 14, ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Часть 1 статьи 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляет понятие вспомогательных репродуктивных технологий как методов лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства). При этом в соответствии с частью 9 той же статьи суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
Суд полагает, что являясь объектом гражданских прав, эмбрион не может приобрести статус в смысле ст. 1116 ГК РФ, если его имплантация не была произведена до открытия наследства (смерти наследодателя), рождение ребенка еще не произошло.
В данном случае ввиду неопределенности сроков имплантации эмбриона, возможного вынашивания и рождения ребенка суррогатной матерью, определить конкретную возможную дату рождения ребенка не возможно (факт рождения на дату рассмотрения дела не имеется), всё это будет препятствовать выдаче свидетельства о праве на наследство самому истцу и ответчикам, что приведет к нарушению прав истца и ответчиков.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований истца об уменьшении наследственных долей наследников не подлежит удовлетворению.
При этом суд полагает обратить внимание, на разъяснения, данные Пленумом Верховного суда: «Для определения размера обязательной доли в наследстве принимаются во внимание все наследники, которые были бы призваны к наследованию по закону (в том числе по праву представления) при отсутствии завещания, а также наследники по закону, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства (п. 1 ст. 1116 ГК РФ, п.п. "в" п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9).
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ,суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░3, ░░░4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░