Дело № 2а-1906/2021
55RS0006-01-2021-002527-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года город Омск
Судья Советского районного суда города Омска Писарев А.В., рассмотрев
в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому АО г. Омска к Зубрилко Наталье Васильевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому АО г. Омска обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в обоснование требований указав, что
Зубрилко Н.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому АО г. Омска в качестве налогоплательщика.
ИФНС России по Советскому АО г. Омска налогоплательщику Зубрилко Н.В. направлены требования № от 15.01.2020 об уплате недоимки по страховым взносам и пени, № от 13.03.2020 об уплате пеней по налогу на имущество, по страховым взносам.
В установленный в требованиях срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности.
На основании заявления ИФНС России по Советскому АО г. Омска вынесен судебный приказ № 2а-3707/2020 от 15.09.2020. Определением мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске от 03.11.2020 указанный судебный приказ отменен.
Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, просит взыскать с Зубрилко Н.В. задолженность по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ, за 2019 год в размере 20588,20 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в федеральный фонд ОМС, за 2019 год в размере 5163,00 рублей и пени в размере 28,91 рублей, всего взыскать 25780,11 рублей. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Судом административному ответчику по адресу его регистрации было направлено определение о принятии административного искового заявления и подготовке дела к рассмотрению с указанием на возможность разрешения спора в порядке упрощенного (письменного) производства. Указанное определение получено Зубрилко Н.В. 17.05.2021. Возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суду не представлено.
Судом административному ответчику по адресу его регистрации было направлено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства с установлением сроков для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений. Указанное определение получено Зубрилко Н.В. 03.06.2021. От административного ответчика в суд поступили возражения относительно заявленных административных исковых требований, в удовлетворении которых ответчик просил отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные
в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,
а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69, 70 НК РФ).
Невыполнение данной обязанности после направления требования является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика – физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Из анализа положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (редакция, действующая до 01.01.2021 г.).
В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012
№ 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обращаясь в суд, налоговый орган сослался на наличие у Зубрилко Н.В. по состоянию на дату составления административного искового заявления задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование и пени.
Из материалов дела следует, что в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов Зубрилко Н.В. заказным письмом направлено требование № по состоянию на 15.01.2020 об уплате недоимки по: налогу на имущество физических лиц в размере 126,00 рублей; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ, за 2019 год в размере 20991,92 рубля; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в федеральный фонд ОМС, за 2019 год в размере 5163,00 рублей, всего на общую сумму 26280,92 рублей, с установлением срока исполнения требования до 01.03.2020.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зубрилко Н.В. задолженности по обязательным платежам и санкциям налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске 10.09.2020 (дело № 2а-3907-80/2020 л.д. 1), т.е. за пределами установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срока, поскольку срок обращения в суд истек 01.09.2020.
ИФНС России по Советскому АО г. Омска обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа,
в качестве причин пропуска срока сославшись на высокий документооборот, нехватку кадров в штате Инспекции, пандемию новой коронавирусной инфекции.
Суд, рассмотрев ходатайство, приходит к следующему.
Поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и порядке принудительного взыскания налогов.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на своевременное взыскание обязательных платежей и санкций, а также права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Более того, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска налоговым органом срока взыскания налога такие обстоятельства, как отсутствие доступа к программному комплексу, нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и т.п., в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, суду не представлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа надлежит отказать.
Учитывая, что срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом явно пропущен, указанные обстоятельства позволяют суду принять решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Кроме того, связи с несвоевременной уплатой налога и страховых взносов Зубрилко Н.В. заказным письмом направлено требование № по состоянию на 13.03.2020 об уплате пеней начисленных на недоимку по: налогу на имущество физических лиц в размере 1,40 рубля; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ, в размере 117,56 рублей; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в федеральный фонд ОМС, в размере 28,91 рублей, на общую сумму 147,96 рублей, с установлением срока исполнения требования до 21.04.2020.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговым законодательством определено, что к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен для порядка взыскания налогов и сборов. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки. При этом если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени также не могут быть взысканы, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить НК РФ, поскольку разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований о взыскании пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в федеральный фонд ОМС, в размере 28,91 рублей надлежит отказать.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░