г. Сыктывкар Дело № 2-1811/2022 (№33-1832/2023)
УИД 11RS0003-01-2022-001965-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2023 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" на решение Интинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, которым
обязано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" возобновить Гаецкому О.К. предоставление государственных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с <Дата обезличена> года.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., судебная коллегия
установила:
Гаецкий О.К. обратился в суд с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" о понуждении возобновить получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за период с <Дата обезличена> у него образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, вследствие тяжелого финансового положения. Определением мирового судьи Восточного судебного участка г. Инты от <Дата обезличена> ему была предоставлена рассрочка по исполнению судебного приказа от <Дата обезличена> сроком на ... месяца с ежемесячным внесением платежа в размере ... руб., данное определение суда он исполняет в добровольном порядке. <Дата обезличена> он обратился к ответчику с заявлением о возобновлении получения ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако ответчик уведомил его о том, что данные выплаты возможны после исполнения в полном объеме решения суда по погашению имеющейся задолженности. Отказывая в получении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчик усугубляет его финансовое положение, так как с этих пенсионных выплат он должен оплачивать рассрочку по задолженности, ежемесячные выплаты по жилищно-коммунальным услугам в полном объеме, практически у него для проживания не остается денежных средств.
Определением суда от 01.11.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Т Плюс".
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика возобновить ему предоставление государственных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с момента подачи заявления – с <Дата обезличена>.
Истец в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты" в судебном заседании исковые требования не признала.
Третье лицо – ПАО "Т Плюс" о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Ответчик настаивает на законности приостановления предоставления истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в виду наличия задолженности по оплате коммунальных услуг и на отсутствие оснований для возобновления предоставления данной меры социальной поддержки.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив в соответствии со ст.ст. 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гаецкий О.К. с <Дата обезличена> является инвалидом ... группы бессрочно.
Истец зарегистрирован по месту жительства с <Дата обезличена> по адресу: <Адрес обезличен>
<Дата обезличена> Гаецкому О.К. назначена ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ как инвалиду ... группы, которая <Дата обезличена> была прекращена в связи с наличием судебной задолженности перед филиалом "Коми" ПАО "Т Плюс" и АО "Коми энергосбытовая компания".
<Дата обезличена> Гаецкий О.К. обратился к ответчику с заявлением о восстановлении социальной выплаты.
Уведомлением ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" от <Дата обезличена> Гаецкому О.К. сообщено о возобновлении получения ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при предъявлении в ГБУ РК "ЦСЗН города Инты" сведений, подтверждающих исполнение в полном объеме решения суда по погашению имеющейся задолженности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 18, 21 Правилами и формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, разъяснениями, содержащимися в п.п. 45,47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", исходил из того, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Судебная коллегия считает вывод суда правильным, поскольку он основан на исследованных в судебном заседании доказательствах и требованиях закона.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Согласно ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с Правилами и формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (далее - Правила от 05.05.2009), перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (пп. "е" пп. 1 п. 18); компенсация, выплата которой прекращена вследствие наличия подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, возобновляется с месяца выполнения в полном объеме обязательств по вступившему в законную силу судебному акту (п. 21).
Как разъяснено в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Судебным приказом мирового судьи ... от <Дата обезличена> <Номер обезличен> солидарно с Гаецкого О.К., Гаецкой А.О. в пользу ПАО "Т Плюс" взыскана сумма задолженности за отопление за период с <Дата обезличена> в размере ... руб. и горячее водоснабжение за период с <Дата обезличена> в размере ... руб. и расходы по уплате госпошлины в размере ... руб. Судебный приказ вступил в законную силу <Дата обезличена>
Определением мирового судьи ... от <Дата обезличена> Гаецкому О.К. предоставлена рассрочка исполнения вышеуказанного судебного приказа мирового судьи сроком на ... месяца в качестве погашения суммы долга в размере ... руб. с ежемесячным внесением платежа не позднее первого числа календарного месяца в размере ... руб., последним платежом в размере ... руб., с их уплатой – не позднее последнего числа каждого месяца. Предоставляя Гаецкому О.К. рассрочку, мировой судья принял во внимание величину прожиточного минимума в Республике Коми на <Дата обезличена> год, которая для пенсионеров на <Дата обезличена> составляла ... руб., размер страховой пенсии по инвалидности ... руб., дополнительные выплаты в размере ... руб., а также расходы Гаецкого О.К. по оплате жилищно-коммунальных услуг.
<Дата обезличена> было возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен> в отношении Гаецкого О.К. на основании судебного приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, а <Дата обезличена> указанное исполнительное производство окончено и исполнительный документ возвращен взыскателю.
Как следует из сообщения ПАО "Т Плюс" от <Дата обезличена>, в связи с заключением потребителями соглашения о рассрочке задолженности судебный приказ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> для принудительного исполнения не направлялся. Задолженность по коммунальным услугам, предоставляемым ПАО "Т Плюс" по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> составляет ... руб.
Из оборотно-сальдовой ведомости по квартире по адресу: <Адрес обезличен>, за период с <Дата обезличена> следует, что истцом с <Дата обезличена> года вносятся платежи, в том числе в счет погашения задолженности за отопление и горячее водоснабжение.
Кроме того, указанным судебным приказом задолженность взыскана солидарно с истца и Гаецкой А.О.
Установив, что оспариваемое истцом решение принято уполномоченным органом лишь на основании информации о наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, причины образования задолженности не выяснялись, уважительность причин не оценивалась, принимая во внимание, что истец является инвалидом, определением мирового судьи от <Дата обезличена> (вступило в законную силу <Дата обезличена>) ему предоставлена рассрочка исполнения судебного приказа от <Дата обезличена>, истец принимает меры по погашению образовавшейся задолженности, а <Дата обезличена> исполнительное производство окончено и исполнительный документ возвращен взыскателю, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении на ответчика обязанности возобновить истцу выплату компенсации с <Дата обезличена> года в соответствии с п. 21 Правил от 05.05.2009.
При этом решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нормы права, регулирующие порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок приостановления выплаты, применены и истолкованы судом верно. В п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 разъяснено, что само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ "░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░"- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: