Дело №33-1488/2023
Судья Изгарёва И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2023 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей Рожковой Т.В., Сорокиной С.Л.
при секретаре Лаврентович К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчёте страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 26 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее – ОСФР по Тамбовской области, пенсионный орган) ФИО1, поддержавшего жалобу, ФИО и его представителя ФИО2, возражавших против жалобы, представителя Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения «Тамбовская районная станция по борьбе с болезнями животных» (далее – ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ») ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к ОСФР по Тамбовской области о включении периода осуществления с 29 сентября 1993 года по 31 декабря 1997 года, с 2 января 1998 года по 30 июня 1999 года, с 1 октября по 31 декабря 1999 года, с 1 по 29 февраля 2000 года, с 1 апреля по 30 июля 2000 года, с 1 сентября по 30 ноября 2000 года, с 1 мая по 31 июля 2001 года, с 1 сентября 2001 года по 29 декабря 2007 года предпринимательской деятельности по ветеринарному обслуживанию всех видов сельскохозяйственных животных, периода работы с 10 апреля 2008 года по 18 октября 2021 года и с 23 октября по 31 декабря 2021 года в должности ветфельдшера, ветеринарного фельдшера ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ» в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчёте страховой пенсии по старости с 1 августа 2022 года, указывая, что 1 июля 2022 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в сельском хозяйстве.
С решением пенсионного органа он не согласен, так как проживает в сельской местности и весь спорный период, то есть более 30 календарных лет, работал в сельском хозяйстве.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 26 января 2023 года исковые требования ФИО удовлетворены.
Включены в специальный страховой стаж ФИО в целях расчёта страховой пенсии по правилам части 14 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в сельском хозяйстве с 29 сентября 1993 года по 31 декабря 1997 года, с 2 января 1998 года по 30 июня 1999 года, с 1 октября по 31 декабря 1999 года, с 1 по 29 февраля 2000 года, с 1 апреля по 30 июля 2000 года, с 1 сентября по 30 ноября 2000 года, с 1 мая по 31 июля 2001 года, с 1 сентября 2001 года по 29 декабря 2007 года – осуществление предпринимательской деятельности в сфере животноводства по ветеринарному обслуживанию всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, с 10 апреля 2008 года по 18 октября 2021 года и с 23 октября по 31 декабря 2021 года в должности ветфельдшера, ветеринарного фельдшера ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ» в сфере животноводства по ветеринарному обслуживанию всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
На ОСФР по Тамбовской области возложена обязанность осуществить перерасчёт страховой пенсии ФИО с учётом вышеназванных периодов специального страхового стажа по правилам части 14 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 августа 2022 года.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ОСФР по Тамбовской области просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 26 января 2023 года отменить и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работе, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком № 1440. Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО являлась ветеринарная деятельность, при этом сведения о том, что он являлся сельскохозяйственным производителем отсутствуют. Основным видом деятельности ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ» согласно выписке из ЕГРЮЛ и уставу учреждения, в котором ФИО работал ветфельдшером, ветеринарным фельдшером, является ветеринарная деятельность, а не сельское хозяйство. Перечисленные периоды не подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, соответственно, основания для перерасчета пенсии с 1 августа 2022 года отсутствуют.
Проверив материалы дела и рассмотрев его в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного судом решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права – неправильного истолкования закона.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что ФИО, *** года рождения, начал свою трудовую деятельность 1 апреля 1977 года ветфельдшером колхозе. Помимо прочего, ФИО с 29 сентября 1993 года по 29 декабря 2007 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого была ветеринарная деятельность; с 10 апреля 2008 года по 30 июня 2022 года работал в должности ветфельдшера, ветеринарного фельдшера ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ» (л.д.56-62,122-123,128-131).
Зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ФИО 25 ноября 2022 года (л.д.76-78).
С 1 июня 2018 года ФИО назначена и выплачивается страховая пенсия по старости на основании статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.70).
В сведениях индивидуального лицевого счета период работы в ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ» отражен работодателем без кода льготы работы в сельском хозяйстве (л.д.78).
1 июля 2022 года истец обратился в ОПФР по Тамбовской области с заявлением о перерасчёте размера пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, проживающему в сельской местности и проработавшему 30 лет в сельском хозяйстве (л.д.71-72).
Решением пенсионного органа ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Добровольно пенсионный орган засчитал в стаж работы ФИО в сельском хозяйстве 13 лет 15 дней (л.д.52-53).
Настаивая на том, что период осуществления с 29 сентября 1993 года по 31 декабря 1997 года, с 2 января 1998 года по 30 июня 1999 года, с 1 октября по 31 декабря 1999 года, с 1 по 29 февраля 2000 года, с 1 апреля по 30 июля 2000 года, с 1 сентября по 30 ноября 2000 года, с 1 мая по 31 июля 2001 года, с 1 сентября 2001 года по 29 декабря 2007 года предпринимательской деятельности по ветеринарному обслуживанию всех видов сельскохозяйственных животных, период работы с 10 апреля 2008 года по 18 октября 2021 года и с 23 октября по 31 декабря 2021 года в должности ветфельдшера, ветеринарного фельдшера ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ» подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве и, в таком случае, страховая пенсия по старости подлежит перерасчёту с 1 августа 2022 года, ФИО обратился в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период осуществления предпринимательской деятельности и в период работы ветеринарным фельдшером в ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ», ФИО осуществлял работу по профессии и специальности, предусмотренных списком, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Так как на дату обращения с заявлением о перерасчёте размера пенсии стаж работы ФИО в сельском хозяйстве составлял не менее 30 лет, он прекратил трудовую и иную деятельность, то суд возложил обязанность на пенсионный орган осуществить перерасчёт его пенсии с 1 августа 2022 года.
С такими выводами суда нельзя согласиться, так как они противоречат нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Статья 17 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает случаи повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с частями 14, 16 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации постановлением от 29 ноября 2018 г. № 1440 утвердило список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список № 1440) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила № 1440).
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; периоды работы (деятельности), указанные в пункте настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункты «а» и «б» пункта 6 Правил № 1440).
В пункте 2 раздела «Наименование работ, производств сельского хозяйства» Списка № 1440 предусмотрено животноводство (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), а в пункте 2 раздела «Наименование профессий, должностей, специальностей» предусмотрены, в том числе, ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство), индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Анализируя приведенные выше нормы материального права и оценивая обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные судом, можно констатировать, что в спорные периоды сведения о работе ФИО в определённых условиях труда, поименованных в Списке № 1440 и Правилах № 1440, отсутствуют.
Так, осуществляя предпринимательскую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого являлась ветеринарная деятельность, ФИО не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем законные основания для включения периода осуществления истцом предпринимательской деятельности с 1993 года по 2007 год в стаж работы в сельском хозяйстве отсутствуют.
Само по себе осуществление индивидуальным предпринимателем ветеринарного обслуживания всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, как подвида животноводства, в том случае если он не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, не является обстоятельством, влекущим включение такого периода деятельности в стаж работы в сельском хозяйстве.
Ссылка представителя истца на то, что в период осуществления предпринимательской деятельности ФИО фактически работал ветеринарным фельдшером, ветеринарным врачом также не влечет включение названного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, так как в соответствии со Списком № 1440 работа в указанных должностях должна проходить в колхозе, совхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, сельскохозяйственном кооперативе, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурном подразделении животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Период работы ветфельдшером, ветеринарным фельдшером в ТОГБУ «Тамбовская РАЙСББЖ» также не может быть включен в стаж работы ФИО в сельском хозяйстве, так как по сведения ЕГРЮЛ и устава учреждения, основным видом деятельности учреждения является деятельность ветеринарная, не сельское хозяйство, доказательств того, что в названном учреждении имелось структурное подразделение животноводческого направления, в котором ветеринарным фельдшером трудился истец, в материалах дела не имеется (л.д.122-123,132-143).
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган ФИО не имел требуемого законом стажа работы в сельском хозяйстве, то законных оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчёт его пенсии с 1 августа 2022 года у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 29 ░░░░░░░░ 1993 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1997 ░░░░, ░ 2 ░░░░░░ 1998 ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 1999 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1999 ░░░░, ░ 1 ░░ 29 ░░░░░░░ 2000 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2000 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2000 ░░░░, ░ 1 ░░░ ░░ 31 ░░░░ 2001 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░░░ 2001 ░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2007 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 10 ░░░░░░ 2008 ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░ 23 ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░ 2023 ░░░░.