Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3084/2023 ~ М-2137/2023 от 20.06.2023

Дело №2а-3084/2023

24RS0017-01-2023-002535-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

судьи Бартко Е.Н.,

при секретаре Никифоровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романовой Ольги Анатольевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Романова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи от 26.01.2001 истцом был приобретен гараж. 09.03.2023 она обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска (далее Департамент) с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка площадью 19 кв. м в целях размещения гаража по адресу: <адрес>. Решением Департамента от 22.03.2023 в заявлении было отказано с указанием на то, что земельный участок расположен в границах красных линий и является землями общего пользования. Спорный земельный участок образуется из земельного участка, представленного гаражному кооперативу ГК «Строитель» для размещения гаражей. Гараж построен до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, право собственности на него зарегистрировано 21.02.2001. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 №833, проекта межевания территории Центральной левобережной части г. Красноярска и района «Удачный», утвержденного постановлением администрации города от 15.12.2020 № 1005. Гараж построен до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ. Границы земельного участка соответствуют границам гаража и определяются в координатах. Поскольку дата постройки гаража не позднее 2001 года, соответственно спорный земельный участок фактически сформирован не позднее 2001 года. Таким образом, действие проекта планировки и проекта межевания, которыми установлены красные линии, не распространяются на спорный земельный участок. В связи с изложенным, просит признать незаконным решение административного ответчика от 22.03.2023 №Р-3300-дмизо, обязать его согласовать предоставление на праве собственности земельного участка площадью 19 кв.м в целях размещения гаража с местоположением: <адрес> и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.

22.08.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г. Красноярска.

Административный истец Романова О.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований. Пояснила, что гараж приобретён в собственность в 2001 году, состоит в гаражном кооперативе, является объектом капитального строительства, в соответствии с Земельным кодексом является неотъемлемой частью земельного участка. Гараж используется по назначению, является не отдельно стоящим сооружением, а состоит из комплекса гаражей, все соседние земельные участки с гаражами приватизированы в собственность. Как законопослушный гражданин хочет, чтобы у нее земельный участок был в собственности и желает платить налог на землю. Красные линии, на которые ссылается департамент были приняты в 2015 году, то есть намного позже того, как был приобретен гараж в собственность.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Осогосток Е.В, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований по доводам, изложенным в возражениях. Пояснила, что спорный земельный участок находится в красных линиях и является территорией общего пользования, которые были установлены Постановлением Администрации г. Красноярска 25.12.2015, а так же предусмотрены проекты межевания от 15.12.2020. В связи с тем, что данная земля находится на территории общего пользования, он не подлежит отчуждению согласно ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также в соответствии с Земельным кодексом РФ п.12 ст.85. Административный истец имеет право на получение данной земли на праве аренды, а не в собственность, а соответственно может продолжать пользоваться своим гаражом. Земельный участок ограничен в обороте согласно закону, и земельные участки, которые изъяты из оборота, не могут предоставляться в собственность, а так же быть объектами сделок. Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, которые предназначены для строительства автомобильных дорог, а также объектом инфраструктуры. Земли общего пользования направлены на обеспечение публичных интересов и свободного доступа граждан к местам общего пользования. Согласно Градостроительному кодексу под красными линиями понимаются линии, которые означают границы территории общего пользования и подлежат отмене или изменению в документации по планировке территории. Территориями общего пользования являются дороги улицы парки, то есть те, которыми может пользоваться неограниченный круг лиц. В связи с тем, что документы территориального планирования являются обязательными для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, при принятии ими решения при реализации своих полномочий. В соответствии с ч.17 ст. 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории может быть оспорена в судебном порядке. В настоящее время Постановление Администрации, которым установлен проект территории, не оспорено и не признано не действующим. Тот факт, что установление красных линий осуществлено в 2015 году без учёта зарегистрированного права собственности истца на гараж, с учётом положений ст. 39.16 ЗК РФ не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа о предоставлении участка в собственность. Поэтому, оснований для того чтобы не принимать во внимание наличие красных линий не имеются.

Представитель заинтересованного лица – Администрация г. Красноярска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, гараж №№ площадью 19,5 кв.м с железобетонным подвалом площадью 3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи от 26.01.2001 принадлежит Романовой О.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2001.

09.03.2023 Романова О.А. обратилась к заместителю главы города – руководителю Департамента муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором находится гараж, на праве собственности в целях хранения автотранспорта.

22.03.2023 Романовой О.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному выше адресу, с указанием на то, что по сведениям Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) спорный земельный участок находится в границах красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденного Постановлением Администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833, проекта межевания территории Центральной левобережной части г. Красноярска и района «Удачный», утвержденного постановлением Администрации города от 15.12.2020 № 1005.

Сообщение зам.руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска от 26.09.2023, подтверждается, что на территорию, в границах которой расположен спорный участок, постановлением администрации г. Красноярска от 15.12.2020 № 1005 утвержден проект межевания территории центральной левобережной части города Красноярска и района «Удачный», согласно которому участок располагается в границах красных линий.

Кроме того, в материалах дела имеется ситуационный план границ, из которого видно, что гараж по адресу: г<адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, расположен на земельном участке, находящегося в границах красных линий.

Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В силу пп. 2 п. 8 ст. 39.15 названного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 41, части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации, поэтому часть испрашиваемого земельного участка, являющаяся территорией общего пользования, в силу прямого указания закона не подлежит передаче в частную собственность.

Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Отчуждению в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденного постановлением Администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833.

Разрешая требования административного иска по существу, принимая во внимание распределение обязанности доказывания, установленное ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказано наличие установленного п.п. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно расположение земельного участка в границах красных линий.

Данное обстоятельство в достаточной степени подтверждено представленными административным ответчиком доказательствами, не опровергнутыми и не поставленными под сомнение, и стороной административного истца по существу не оспаривалось (доводы административного истца сводились к невозможности реализации его исключительного права на предоставление земельного участка, занятого гаражом). Постановление Администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», не отменено и недействительным не признано.

Установив, что испрашиваемый участок расположен в границах красных линий и относится к землям общего пользования, суд приходит к выводу, что административным истцам правомерно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

В случае внесения изменений в указанные в части 5 настоящей статьи проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям (ч. 5.2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как верно отмечено представителем административного ответчика, реализация исключительного права административного истца должна производиться путем инициирования внесения изменений в документацию по планировке территории. Наличие у административного истца права собственности на гараж не предоставляет ему права предоставления земельного участка в обход установленных ЗК РФ процедур.

При таких обстоятельствах в их совокупности суд приходит к выводу, что административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов не доказан, тогда как административный ответчик доказал выполнение со своей стороны требований нормативных правовых актов, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ влечет отказ в удовлетворении требований административного иска в полном объеме.

Поскольку решение суда состоялось не в пользу административного истца, исходя из положений ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возмещения административному истцу расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-178, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.10.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3084/2023 ~ М-2137/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романова Ольга Анатольевна
Ответчики
Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярска
Судья
Бартко Елена Николаевна
Дело на сайте суда
geldor--krk.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация административного искового заявления
20.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
02.08.2023Подготовка дела (собеседование)
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
27.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее