№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2023 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием истца – Гончарова В.В.,
представителя ответчика - администрации Пудожского муниципального района - Парамоновой С.Н., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова В.В. к администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Гончаров В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в котором указал, что он зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, данное жилое помещение предоставлено на праве социального найма. Указанный многоквартирный жилой дом не признан аварийным и подлежащим сносу, но пришел в негодное состояние - остался один фундамент, и проживание в нем невозможно. В соответствии с актом комиссии Шальского сельского поселения от 22.11.2021 здание, ранее находившееся по адресу: <адрес>, полностью разрушено. Истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 11.01.2019, в собственности или ином праве другого жилого помещения не имеет. Исходя из документов, администрации было известно о разрушении данного многоквартирного дома в период 2010-2012. Несмотря на это мер к признанию дома непригодным для проживания в рамках постоянно действующей межведомственной комиссии на протяжении длительного периода времени предпринято не было. Просил обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить ему вне очереди на условиях социального найма жилое помещение в п.Бочилово Пудожского района РК, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения 55,9 кв.м.
В отзыве на иск ответчик – администрация Пудожского муниципального района, ссылаясь на положения ст.57 Жилищного кодекса РФ, указала, что при предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке должны быть соблюдены общие требования жилищного законодательства, и подтверждена объективная нуждаемость в жилом помещении. Жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, Законом РК от 21.03.2008 №1179-ЗРК был передан из собственности муниципального образования Пудожский муниципальный район в муниципальную собственность Шальского сельского поселения и обратно в собственность ответчика не передавался. Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с 11.01.2019. Решение о признании жилого дома, указанного в иске, непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции или ремонту в установленном порядке не принималось. Фактическое разрушение названного дома может служить основанием для пересмотра заключения межведомственной комиссии, но не обстоятельством, непосредственно порождающим право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, пришедшего в негодность. В связи с этим, по мнению ответчика, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Истец Гончаров В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам иска.
Представитель ответчика - администрации Пудожского муниципального района - Парамонова С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы отзыва.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Шальского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закрепляя право на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции РФ).
Как следует из содержания ст.14 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу названных положений основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа граждан, указанных в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, является признание в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции занимаемого ими ранее жилого помещения, а также подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении.
Гончаров В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, сохраняет свою регистрацию по указанному адресу.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец не обладает правами собственности на жилье.
Согласно справке администрации Шальского сельского поселения Гончаров В.В. поставлен в общую очередь по улучшению жилищных условий.
В акте от 22.11.2021, подготовленном комиссией Шальского сельского поселения, указывается, что здание, ранее находившееся по адресу: <адрес>, полностью разрушено.
Аналогичная информация содержится в комиссионном акте от 10.04.2015 №8, подготовленном при участии представителей администрации Пудожского муниципального района и Шальского сельского поселения, в котором содержится рекомендация о снятии с баланса жилого дома.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 N376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п.34 указанного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Ранее, в рамках рассмотрения Пудожским районным судом гражданского дела №2-256/2022 на администрацию Пудожского муниципального района РК была возложена обязанность по предоставлению жилого помещения Терехову Д.С., который был зарегистрирован в том же многоквартирном доме, что и истец.
При этом судом было установлено, что органам местного самоуправления Пудожского района было известно о разрушении указанного многоквартирного дома в период 2010-2012, что было зафиксировано ими в документах, составленных позднее. Несмотря на это, мер к признанию дома непригодным для проживания в рамках постоянно действующей межведомственной комиссии на протяжении длительного периода времени предпринято не было.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая, что факт разрушения дома, где ранее проживал истец, и, как следствие, невозможность проживания в таковом, а также нуждаемость истца в жилом помещении подтверждена материалами дела, суд находит, что Гончаров В.В. подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом отсутствие акта межведомственной комиссии о признании дома подлежащим сносу, а находящихся в нем жилых помещений не пригодными для проживания, не может являться препятствием для реализации истцом права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп.1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Республики Карелия от 22.12.2014 №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.п.5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, действующее законодательство относит решение вопросов обеспечение нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в Пудожском районе РК, к компетенции администрации Пудожского муниципального района.
С учетом изложенного, исковые требования к ответчику о предоставлении Гончарову В.В. жилого помещения подлежат удовлетворению.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86 - 89 Жилищного кодекса РФ.
Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что по общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и не является формой улучшения жилищных условий граждан. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья должно соответствовать критерию равнозначности жилых помещений, в том числе находиться в черте данного населенного пункта, где расположено жилое помещение, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В связи с изложенным, жилье взамен утраченного подлежит предоставлению истцу в п.Бочилово, исходя из его прежней площади.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 1015001457) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 55,9 ░░.░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 1015001457) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.03.2023.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.