Дело № 2а-326/2023
64RS0036-01-2023-000257-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года р.п. Татищево Саратовской области
Татищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Вайцуль М.А.,
при секретаре судебного заседания Габелок Д.А.,
с участием помощника Татищевской прокуратуры Саратовской области Серейчикаса М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения,
установил:
заместитель прокурора Татищевского района Саратовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского района Саратовской области о возложении обязанности организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения,
В обоснование административных исковых требований, указал, что прокуратурой Татищевского района Саратовской области проведен мониторинг исполнения законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
В ходе проверки установлено, что на территории Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области расположены автомобильные дороги местного значения и их участки. Вместе с тем, администрацией муниципального образования положения закона в полной мере не соблюдается, а именно мониторинг дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения в рамках своей компетенции в 2022-2023 годах не проводился.
Ссылаясь на положения ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ « Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту Федеральный закон № 443-ФЗ), ст.1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» (далее по тексту Закон Саратовской области № 108-ЗСО), просит признать незаконным бездействие администрации Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области; возложить на администрацию Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах Ягодно-Полянского муниципального образования в пределах компетенции.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Татищевской прокуратуры Саратовской области Серейчикас М.В., заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, как подтвержденные представленными в материалы дела доказательствами.
Представитель ответчика администрации Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области, в лице главы Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области Федорова Т.И. представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела размещена на официальном сайте Татищевского районного суда Саратовской области (http://tatishevsky.sar.sudrf.ru/) (раздел судебное делопроизводство).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 6 ст. 226, ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ), подп. 6 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 443-ФЗ одним из основных принципов организации дорожного движения в Российской Федерации является соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения (п. 1).
Как следует из положений п. 5 ст. 3 указанного Закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (в том числе) организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относится организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Мониторинг дорожного движения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, организациями, уполномоченными в области организации дорожного движения (ч.1 ст.10 Федерального закона № 443-ФЗ).
Из положений ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 443-ФЗ мониторинг дорожного движения осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.
Согласно п. 5 Приказа Минтранса России от 18 апреля 2019 года № 114 «Об утверждении Порядка мониторинга дорожного движения» мониторинг дорожного движения должен осуществляться посредством сбора, обработки, накопления и анализа основных параметров дорожного движения, установленных пунктом 2 Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2018 года № 1379.
В соответствии с подп. «в» п. 6 Приказа Минтранса России от 18 апреля 2019 года № 114 (далее по тексту Приказ № 114) сбор значений параметров дорожного движения следует осуществлять, в том числе посредством получения информации с пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения.
Согласно п. 2 Приказа № 114 предусмотрено, что мониторинг дорожного движения должен проводиться в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных владельцев автомобильных дорог по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.
Как следует из материалов дела, Татищевской районной прокуратурой Саратовской области в рамках проведении мониторинга исполнения законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог в деятельности администрации Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского района Саратовской области было установлено, что на территории Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области расположены автомобильные дороги местного значения и их участки. Вместе с тем, администрацией Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области вышеуказанные положения закона в полной мере не соблюдаются, а именно мониторинг дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения, в 2022-2023 годах, не производился (л.д. 7-8).
В материалы дела стороной ответчика не представлены относимые, допустимых и достоверных доказательств, опровергающих утверждение прокурора о том, что администрацией Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области в нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 443-ФЗ не осуществляется мониторинг дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения, в 2022-2023 годах.
В судебном заседании установлено и подтверждается заявлением главы Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Федоровой Т.И. о том, что исковые требования признает в полном объеме.
В соответствии со ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанностей по осуществлению мониторинга дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая дороги, расположенные в границах сельского поселения, в 2022-2023 годах.
Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также признание иска административным ответчиком, изложенным в письменном заявлении, подписанным главой Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского района Саратовской области Федоровой Т.И., суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования заместителя прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Ягодно-Полянского муниципального образования Татищевского района Саратовской области о возложении обязанности организовать проведение мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), то государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 24 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░