Дело № 2а-587/2023
№
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 08 июня 2023 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Казанцевой Л.А.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Чебаковой Т.П.,
с участием помощника прокурора Любинского района Скобеевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Анкудиновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Любинского района к администрации Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований национального проекта «Экология» по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований национального проекта «Экология» по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации национального проекта «Экология». Вместе с тем, проведенная проверка показала, что органами местного самоуправления поселения санитарно-эпидемиологические требования в полной мере не обеспечиваются в части обязанностей по обустройству и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил и СанПиН 2.1.3684-21. Указанное свидетельствует о нарушении администрацией поселения требований ст. 1, ст. 13.4 Закона «Об отходах», п. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3, 6 Правил, п.п. 3, 6, 8 СанПиН 2.1.3684-21. Ранее по факту допущенных нарушений законодательства прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако необходимых и достаточных мер к устранению нарушений со стороны органов местного самоуправления поселения принято не было.
Просил признать незаконным бездействие администрации Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, возложить обязанность устранить нарушения требований национального проекта «Экология» по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами путем выполнения требований ст. 1, ст. 13.4 Закона «Об отходах», п. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.3, Правил, п.п. 3,6,8 СанПиН 2.1.3684-21 к обустройству и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а именно: обеспечить соответствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов требованиям СанПиН 2.1.3684-21 в части обеспечения надлежащих подъездных путей, ограждения, а также нормативного количества контейнеров; проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к СанПиН 2.1.3684-21, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Скобеева А.А. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, ходатайств и возражений не представил.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предполагается при разработке национального проекта в сфере экологии обеспечить эффективное обращение с отходами производства и потребления; формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
В соответствии с Паспортом национального проекта «Национальный проект «Экология» (утв. Минприроды России) в Российской Федерации реализуются мероприятия по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» предполагает достижение следующих целей: обеспечено снижение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку) (1); доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов (1.1); формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов (2); доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов (2.1); доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов (2.2).
Во исполнение вышеуказанных национального проекта и федеральной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды», предусматривающая развитие инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами.
В рамках реализации соответствующих программных мероприятий до муниципальных образований доведены необходимые межбюджетные трансферты на обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в границах поселений.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах») отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
К твердым коммунальным отходам отнесены отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ч.2 ст. 3 Закон «Об отходах» направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее – Правила).
В соответствии п. 2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
При этом согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций «МР 2.1.0246-21. 2.1. Коммунальная гигиена. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этой связи и в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию территориального органа Роспотребнадзора (далее - запрос).
По результатам рассмотрения соответствующего запроса территориальный орган Роспотребнадзора подготавливает заключение о соответствии или несоответствии мест (площадок) накопления ТКО (далее - Заключение) и направляет его в уполномоченный орган в срок, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона «Об отходах» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона «Об отходах» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Установлено, что часть полномочий органов местного самоуправления Любинского муниципального района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передана органам местного самоуправления сельских поселений.
При этом в рамках реализации мероприятий национального проекта «Экология» обеспечено формирование инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами в границах поселения, в т.ч. оборудование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона «Об отходах» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297).
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 6 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Пунктом 8 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к СанПиН 2.1.3684-21. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
Наряду с изложенным, в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из п.1.1 Соглашения о передаче осуществления части полномочий Администрация Любинского муниципального района Омской области передает Администрации Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области полномочия на участие в организации деятельности по накоплению, в том числе, раздельному накоплению, и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Передача осуществления части полномочий по предмету полномочий на участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Любинского муниципального района в бюджет сельского поселения (п. 2.1 Соглашения).
Проведенной проверкой установлено, что администрацией Любино-Малоросского сельского поселения вышеуказанные положения законодательства в полной мере не обеспечиваются в части обязанностей по обустройству и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил и СанПиН 2.1.3684-21.
Также в судебном заседании установлено, ранее прокуратурой района по факту допущенных нарушений законодательства в адрес главы администрации поселения вносилось представление, однако, необходимых и достаточных мер к реальному устранению допущенных нарушений законодательства принято не было.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Часть 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде какие-либо доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административным ответчиком в нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 1, ░░. 13.4 ░░░░░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░», ░. 1 ░░. 22 ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░.░. 3, 6 ░░░░░░, ░.░. 3, 6, 8 ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 1, ░░. 13.4 ░░░░░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░», ░. 1 ░░. 22 ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░.░. 3, 6 ░░░░░░, ░.░. 3, 6, 8 ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░