Дело № 2а-387/2023
УИД 76RS0004-01-2023-000413-61
Мотивированное решение
изготовлено 20.09.2023 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 сентября 2023 года Ярославская обл., г.Данилов
Даниловский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.С.,
при секретаре Степановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному иску прокурора Даниловского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Данилов Ярославской области об обязании обеспечить финансирование и провести мероприятия по приведению автомобильной дороги по ул. Депутатская в соответствии с требованиями ГОСТ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Даниловского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Данилов Ярославской области об обязании обеспечить финансирование и провести мероприятия по приведению автомобильной дороги по ул. Депутатская в соответствии с требованиями ГОСТ.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой района в связи с поступлением обращения Щербаковой Л.И., проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги улица Депутатская г. Данилов Ярославской области. Установлено, что указанная дорога, в соответствии с постановлением администрации городского поселения Данилов от 08.02.2019 № 53, находится в собственности городского поселения Данилов и является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
В ходе проведенной прокуратурой Даниловского района проверки с привлечением специалиста ОГИБДД ОМВД России по Даниловскому району установлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по ул. Депутатской г. Данилова.
Согласно пункту 6.2.4 Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методы контроля», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б.
Вместе с тем, у дома № 40 а по ул. Депутатской дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч выцвел, что является нарушением п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Однако, у домов №№ 3, 21 и 73 по ул. Депутатской знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч, в нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствует.
В силу п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 дорога по ул. Депутатской г. Данилов относится в IV категории с твердым покрытием, однако не имеет тротуара.
На основании изложенного просят возложить обязанность на администрацию городского поселения Данилов Ярославской области в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование и провести мероприятия по приведению автомобильной дороги по улице Депутатская г. Данилов в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методы контроля» следующим путем:
- заменить имеющий дефекты дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч у дома № 40 а по ул. Депутатской г. Данилов;
- установить дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч у домов №№ 3, 21 и 73 по ул. Депутатской г. Данилов;
Обязать администрацию городского поселения Данилов Ярославской области в срок до 31.12.2023 обеспечить финансирование и провести мероприятия по приведению автомобильной дороги по улице Депутатская г. Данилов в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем установки тротуара на автомобильной дороге.
В судебном заседании пом. прокурора Даниловского района Дзерин О.В., исковые требования (с учетом уточнений) поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения Данилов Ярославской области по доверенности Малкова Т.В., в судебном заседании исковые требования признала в части установки дорожных знаков, требования по обустройству тротуара не признала, пояснила что, возможность обустроить тротуар отсутствует, т.к. с обеих сторон дороги проходит газопровод.
Заинтересованное лицо – администрация Даниловского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пом. прокурора Даниловского района Дзерина О.В., представителя административного ответчика по доверенности Малкову Т.В., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании пункта 5 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами организации безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пунктов 1, 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, под которой понимается деятельность по проектированию строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 данного нормативного акта).
Как следует из статьи 12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается па лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно требованиям статьи 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № Ю90 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
На основании приведенных норм обязанность по содержанию указанной автомобильной дороги возложена на администрацию городского поселения Данилов.
Установлено, что автомобильная дорога - улица Депутатская г.Данилов Ярославской области в соответствии с постановлением администрации городского поселения Данилов от 08.02.2019 № 53, находится в собственности городского поселения Данилов и является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, протяженностью 1, 54 км, относится к 4 категории, покрытие – асфальтобетонное.
Согласно пункту 6.2.4 Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методы контроля», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
В силу п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В ходе проведенной прокуратурой Даниловского района Ярославской области проверкой установлено, что у дома № 40 а по ул. Депутатской дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч выцвел, у домов №№ 3, 21 и 73 по ул. Депутатской знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 40 км/ч отсутствует, дорога по ул. Депутатской г.Данилов относится к IV категории с твердым покрытием, однако не имеет тротуара.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Доводы ответчика об отсутствии технической возможности обустроить тротуар по ул.Депутатской суд считает несостоятельными, из представленных ответчиком суду схем сделать вывод об отсутствии возможности обустройства тротуара, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Даниловского района о возложении на ответчика администрацию городского поселения Данилов обязанности по приведению автомобильной дороги по улице Депутатская г. Данилов в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» - обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.277 КАС РФв случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При установлении срока для исполнения судебного решения, суд принимает во внимание необходимость исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, мнение участников процесса, а также с учетом объема указанных работ, погодных условий, при которых возможно выполнение данных работ, и считает необходимым установить срок – на установку знаков в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на обустройство тротуара в течение 18-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, данные сроки является разумными и объективными сроками исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7617007270, ░░░░ 1067611001556) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6-░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 3.24 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» 40 ░░/░ ░ ░░░░ № 40 ░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 3.24 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» 40 ░░/░ ░ ░░░░░ №№ 3, 21 ░ 73 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18-░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░