Дело № 3а-193/2020 14 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 февраля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Киселева С.В. об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым № в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Киселев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительству Архангельской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра) об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.

В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит здание с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 04 апреля 2014 года составляет 24 302 737,6 руб., его рыночная стоимость на дату оценки составляет 14 280 000 руб., что подтверждается отчетом независимого оценщика от 28 декабря 2019 года №. Указанная кадастровая стоимость здания значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств. Просит восстановить срок на обращение в суд с данным иском и определить кадастровую стоимость здания в размере его рыночной стоимости.

По определению суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Город Архангельск».

В судебном заседании представитель административного истца Бушуев А.С. заявленные требования поддержал.

Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Город Архангельск», заинтересованное лицо Киселев А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Управление Росреестра в письменном виде сообщило, что в 2012 году на территории Архангельской области впервые были проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства), выполненные на основании государственного контракта от 18 июня 2012 года № 37Д/2012, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель). В результате выполнения данных работ исполнителем 11 октября 2012 года подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области по состоянию на 01 июля 2012 года. В соответствии со ст. 24.16 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» экспертизу отчета осуществляла саморегулируемая организация оценщиков – НП «Кадастр-оценка» (положительное экспертное заключение от 26 октября 2012 года), членами которой являются оценщики, осуществляющие определение кадастровой стоимости. Поскольку исполнителем работ было представлено положительное экспертное заключение от саморегулируемой организации оценщиков, у Росреестра отсутствовали основания не принять результат работ. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. В результате проведенных работ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № составила 23 665 624 руб. Указанная стоимость содержалась в Едином государственном реестре недвижимости с 22 ноября 2013 года по 03 апреля 2014 года. С 04 апреля 2014 года по настоящее время в ЕГРН содержится кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 24 302 737,6 руб., определенная филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности. Ни Россреестр, ни Управление не определяли кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, не осуществляли сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, не проверяли результаты работ. Росреестр выполнил полномочия заказчика работ в соответствии с действующим законодательством. Управление Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и не наделена функциями по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости ответчиком должно являться Правительство Архангельской области как орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости; средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости, на основании которых определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, не вошедших в перечень, поименованный в нормативном акте Правительства. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости филиал Учреждения действовал в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости». В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 данного Порядка кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости на его площадь. Значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждаются не филиалом Учреждения, а Правительством Архангельской области. Ключевыми словами являются «результаты определения кадастровой стоимости», а не результаты арифметического расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, который был осуществлен филиалом Учреждения с использованием значения удельного показателя кадастровой стоимости. Филиал Учреждения наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости исключительно в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности). В указанных случаях ФГБУ «ФКП Росреестра» руководствуется методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости, согласно которым производит арифметический расчет кадастровой стоимости исходя из утвержденных исполнительным органом субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки. Акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не является нормативным правовым актом. Нарушений со стороны филиала Учреждения допущено не было, заинтересованность в исходе дела отсутствует. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп в рамках реализации полномочий, предусмотренных статьями 24.12 и 24.17 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, остается Правительство Архангельской области и в том случае, когда кадастровая стоимость определена филиалом Учреждения в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Административный истец не ставит под сомнение правильность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, а оспаривает результаты государственной кадастровой оценки (использованную кадастровой палатой величину удельного показателя кадастровой стоимости), в проведении которой ФГБУ «ФКП Росреестра» участия не принимало. Кадастровая стоимость здания с кадастровым №, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости в размере 24 302 737,60 руб., определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением № 596-пп.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

С настоящим административным исковым заявлением Киселев С.В. обратился в Архангельский областной суд 30 декабря 2019 года, т.е. с нарушением установленного приведенными нормами права срока.

Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 04 апреля 2014 года.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода (04 апреля 2019 года) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Судом установлено, что Киселеву С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит здание автопавильона № 1 с кадастровым №, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей: 2, год завершения строительства и ввода в эксплуатацию: 1992, адрес (местоположение): <адрес> (доля в праве <данные изъяты>).

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Пунктом 1 приказа Росреестра от 12.05.2015 № П/210, зарегистрированного в Минюсте России 05.06.2015 за № 37545, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

На территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа такими полномочиями обладает филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3 данного Порядка результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость здания определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь (п. 2.1 Порядка).

Судом также установлено, что кадастровая стоимость здания была определена органом кадастрового учета по состоянию на 04 апреля 2014 года исходя из удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп, (22 982 руб./кв.м.) и его площади (<данные изъяты> кв.м.), и составила 24 302 737,60 рублей. Результат определения кадастровой стоимости отражен в Акте определения кадастровой стоимости объекта недвижимости № от 04 апреля 2014 года. В качестве основания определения кадастровой стоимости указано – изменение характеристик объекта недвижимости.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости здания № от 28 декабря 2019 года, составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость здания с кадастровым № по состоянию на 04 апреля 2014 года составляет 14 280 000 рублей.

Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.

Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется. Также отсутствуют основания для назначения экспертизы по инициативе суда.

Таким образом, требование Киселева С.В. об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Абзацем 5 п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой подачи настоящего иска является 30 декабря 2019 года.

Следовательно, новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 403 НК РФ применяется с 04 апреля 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 280 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ 04 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-193/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселев Сергей Викторович
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
Другие
Бушуев Анатолий Сергеевич
Администрация муниципального образования «Город Архангельск»
Киселёв Андрей Викторович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рассошенко Наталья Павловна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
30.12.2019Регистрация административного искового заявления
31.12.2019Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.06.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее