Дело №а-3212/2023
УИД 22RS0013-01-2023-003275-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года г.Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Блиновой Е.А.,
при секретаре Поповой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коршикова АГ к Администрации г.Бийска, Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск, Гузееву ОВ Потехиной КВ Щигреву ВА Артеминой ЕВ, Ушаковой ТП, Гюрджян ВМ, Ситниковой АА, Костицыной МС, Заровняеву АВ, Пьянкову Андрею Федоровичу о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Коршиков А.Г. обратился в суд с административным иском к Администрации г.Бийска, Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования г.Бийска, Гузееву О.В., Потехиной К.В., Щигреву В.А., Артеминой Е.В., Ушаковой Т.П., Гюрджян В.М., Ситниковой А.А., Костицыной М.С., Заровняеву А.В., Пьянкову А.Ф., в котором с учетом уточнения просил:
- признать незаконным решение рабочей комиссии Администрации г.Бийска по установлению необходимости проведения капитального ремонта на территории г.Бийска, оформленное протоколом № 50 от 29 марта 2023 года, в части многоквартирного дома по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске;
- обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, возложив на рабочую комиссию обязанность рассмотреть вопрос при ежегодной актуализации программы капитального ремонта об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома, расположенного по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске, в установленном законом порядке на 2023-2025 годы, по видам работ капитального ремонта, в первый этап, в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу: 1) по капитальному ремонту подвального помещения, 2) по капитальному ремонту фасада, 3) по капитальному ремонту инженерных систем горячего, холодного водоснабжения, теплоснабжения.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что административному истцу с 15 октября 2010 года принадлежит 1/2 доля в праве собственности на квартиру № 86, расположенную в многоквартирном доме по адресу: Алтайский край, г.Бийск, ул.Декабристов, 9. 29 марта 2023 года рабочей комиссией Администрации г.Бийска принято решение, оформленное протоколом № 50, которое нельзя признать законным и обоснованным. Состав рабочей комиссии, принявший оспариваемое решение, не утвержден постановлением Администрации г.Бийска, что противоречит положениям статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и пункта 5 постановления Администрации Алтайского края от 31 декабря 2014 года № 599 «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». Постановление Администрации г.Бийска об утверждении нового состава рабочей комиссии, которым принято оспариваемое решение, не было опубликовано надлежащим образом, а потому такой состав не является действующим, а принятые им решения – законными. Заседание рабочей комиссии проведено в отсутствие необходимого кворума. Протокол № 50 от 29 марта 2023 года не содержит указание на критерии очередности и бальную оценку многоквартирного дома, ее сравнение с бальной оценкой других домов, включенных в краткосрочный план реализации на 2023 год. Фактически рабочая комиссия включила в краткосрочный план многоквартирные дома, имеющие меньший итоговый бал, чем спорный дом. Перечень решений, которые может принимать рабочая комиссия, закреплен в постановлении Администрации Алтайского края от 31 декабря 2014 года № 599, он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Оспариваемый протокол комиссии не соответствует указанным видам решений, что свидетельствует о превышении должностных полномочий со стороны членов рабочей комиссии с правом голоса и нарушении в связи с этим прав административного истца. Распоряжение Главы города Бийска о проведении заседания рабочей комиссии не издавалось, а потому порядок созыва рабочей комиссии и правила проведения заседания были грубо нарушены административными ответчиками, что также указывает на незаконность принятого решения. На момент проведения заседания комиссии протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от 2 марта 2021 года был признан ничтожным, в связи с чем у административных ответчиков не было оснований для непринятия решения о включении многоквартирного дома по адресу: Алтайский край, г.Бийск, ул.Декабристов, 9, в краткосрочный план реализации на 2023 год. Рабочая комиссия превысила свои полномочия и приняла решение по вопросу, находящемуся в компетенции Правительства Алтайского края, так как вопросы, касающиеся достаточности денежных средств на счете Регионального оператора Фонда капитального ремонта Алтайского края и их возвратности не входят в компетенцию рабочей комиссии. Недостатка денежных средств для капитального ремонта спорного многоквартирного дома не имелось, доводы ответчиков об обратном являются необоснованными. Административные ответчики фактически перенесли сроки капитального ремонта данного дома на более поздний срок, чем нарушили права и законные интересы истца. Многоквартирный дом по адресу: Алтайский край, г.Бийск, ул.Декабристов, 9, имеет наивысшую бальную оценку среди всех домов, включенных в программу, а потому его необходимо было включать в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов на 2023-2025 годы при актуализации программы, а не откладывать, как это было сделано комиссией. Решение рабочей комиссии, оформленное протоколом № 50, не переносить срок капитального ремонта спорного дома на 2023-2025 годы и оставить его на 2022 год, который истек, противоречит действующему законодательству, так как план на 2022 год исполнен и закрыт. Оспариваемое решение принято с существенным нарушением порядка и препятствует реализации права административного истца на безопасные жилищные условия.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», ООО «УК «Сервис-СТК», Правительство Алтайского края.
В возражениях на административное исковое заявление Администрация г.Бийска, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» просят отказать в его удовлетворении.
В судебном заседании административный истец Коршиков А.Г. административное исковое заявление с учетом уточнения поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика Администрации г.Бийска, заинтересованного лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» Астапенко В.В. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать. Пояснила, что протокол комиссии от 29 марта 2023 года № 50 не нарушает права административного истца. Коршиков А.Г. с каким-либо заявлением в комиссию не обращался. 29 марта 2023 года комиссия рассматривала основания отмены протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 2 марта 2021 года и принимала решение в отношении данного дома по данному поводу. На момент рассмотрения дела указанный дом отсутствует в краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта на 2023-2025 годы. Однако собственники помещений могут принять иное решение и обратиться в комиссию с целью актуализации программы. На основании решения рабочей комиссии Администрация г.Бийска формирует перечень многоквартирных домов, подлежащих включению в краткосрочные планы реализации краевой программы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В связи с изложенным суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение датировано 29 марта 2023 года, а потому административный иск 10 июня 2023 года предъявлен в предусмотренный законом срок.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, уполномоченного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: Алтайский край, г.Бийск, ул.Декабристов, 9, включен в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 (в редакции от 29 декабря 2020 года) по видам работ: ремонт крыши - 2017-2019 годы; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома, ремонт фасада - 2020-2022 годы, ремонт фундамента – 2029-2031 годы.
В соответствии с краевой программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 (в редакции от 11 июня 2021 года) перенесены сроки проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения на 2023-2025 годы. Сроки по иным видам работ оставлены без изменения.
В действующей редакции (от 19 июня 2023 года) постановления Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 сроки проведения капитального ремонта жилого дома составляют: ремонт крыши - 2017-2019 годы; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения - 2020-2022 годы; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения – 2023-2025 годы; ремонт фундамента – 2029-2031 годы.
Таким образом, согласно региональной программе сроки проведения капитального ремонта жилого дома по спорным видам работ в 2021 году перенесены с 2020-2022 годов на 2023-2025 годы.
Как следует из материалов дела, ремонт крыши многоквартирного дома выполнен в 2017 году, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения осуществлен в 2021 году.
Капитальный ремонт по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения не проведен.
Собственниками помещений в указанном многоквартирном доме выбран способ формирования капитального ремонта на общем счете регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме (часть 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, порядок подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, и требования к этой программе установлены Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее – Закон Алтайского края № 37-ЗС).
В соответствии со статьей 2 Закона Алтайского края № 37-ЗС к полномочиям Правительства Алтайского края относятся утверждение краевой программы, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, определение порядка ежегодной актуализации краевой программы (пункты 3, 12.1, 12.3 части 2); к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган) относятся разработка и реализация краевой программы, разработка и утверждение краткосрочных планов реализации краевой программы сроком на три года, проведение мероприятий по ежегодной актуализации краевой программы (пункты 3-5 части 3); к полномочиям органов местного самоуправления края относится создание комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 3 части 5).
В силу части 8 статьи 7 Закона Алтайского края № 37-ЗС краевая программа подлежит ежегодной актуализации в порядке и сроки, установленные Правительством Алтайского края.
Согласно части 2 статьи 8 Закона Алтайского края № 37-ЗС определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации краевой программы осуществляется, исходя из следующих критериев: 1) года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 4) полноты поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы; 5) наличие принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения об уплате взносов на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Алтайского края. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы.
В силу части 3 статьи 13 Закона Алтайского края № 37-ЗС средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования.
Порядок актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года № 156 (далее - Порядок актуализации краевой программы).
Основания актуализации Программы, в соответствии с пунктом 3 Порядка актуализации краевой программы: включение многоквартирных домов в Программу либо исключение из нее; изменение очередности проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; изменение перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; исправление технических ошибок.
Согласно пункту 7 Порядка актуализации краевой программы перенос установленного Программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме допускается при актуализации Программы при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, указанных в пунктах 1 - 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 13-14 Порядка актуализации краевой программы в целях актуализации Программы органы местного самоуправления муниципальных районов и городских, муниципальных округов Алтайского края, на территории которых расположены многоквартирные дома, формируют: перечень многоквартирных домов, включаемых в Программу либо исключаемых из нее по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящего порядка; перечень многоквартирных домов, в отношении которых изменена очередность проведения капитального ремонта и (или) перечень работ по капитальному ремонту; перечень многоквартирных домов, по которым изменена их техническая характеристика. Форма указанных перечней утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «уполномоченный орган»).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских, муниципальных округов Алтайского края направляют в уполномоченный орган в срок не позднее 1 апреля года, в котором проводится актуализация Программы, утвержденные перечни многоквартирных домов, предусмотренные пунктом 13 настоящего порядка.
Постановление Правительства Алтайского края от 29 декабря 2017 года № 496 утвержден Порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы (далее - Порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов).
Согласно пункту 2 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов в целях реализации краевой программы, конкретизации сроков проведения работ по капитальному ремонту, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта планы реализации краевой программы разрабатываются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Подпунктом 1 пункта 3 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов определено, что планы реализации краевой программы формируются, исходя из принципов использования на цели капитального ремонта остатков средств на счетах некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – «региональный оператор»), не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городских округов и муниципальных районов края, определяется с учетом установленных краевой программой сроков проведения капитального ремонта. Объем средств, который предполагается направить на проведение капитального ремонта за счет средств регионального оператора, не должен превышать прогнозируемый объем средств фонда капитального ремонта муниципального образования по состоянию на 31 декабря года реализации краевой программы.
Подготовка и утверждение планов реализации краевой программы включает в себя следующие этапы: формирование органами местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов края (далее – «органы местного самоуправления») сведений о многоквартирных домах, подлежащих включению в планы реализации краевой программы (далее – «сведения о многоквартирных домах»), по утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «уполномоченный орган») формам; определение региональным оператором прогнозируемого объема средств фондов капитального ремонта муниципальных образований на плановый год реализации краевой программы (далее – «прогнозируемый объем средств фондов капитального ремонта»); формирование и утверждение плана реализации краевой программы уполномоченным органом (пункт 5 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов).
Согласно пункту 5 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31 декабря 2014 года № 599 (далее – Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта), органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов создают комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – «комиссия»); утверждают состав комиссии, назначают ее председателем должностное лицо органа местного самоуправления; утверждают план работы комиссии; принимают меры для обеспечения ее деятельности.
Заседания комиссии считаются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей ее членов. Члены комиссии участвуют в заседаниях без права замены. Решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на ее заседании. Члены комиссии, не поддерживающие принятое комиссией решение, имеют право в письменной форме изложить свое особое мнение, которое прилагается к решению комиссии (пункт 8 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта).
Если член комиссии не может присутствовать на ее заседании, он имеет право не позднее чем за 2 рабочих дня заседания комиссии представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании комиссии и учитывается при определении кворума и голосовании. Мнение члена комиссии учитывается при голосовании только по тем вопросам, по которым его письменное мнение поступило в установленный срок. Письменные мнения прилагаются к протоколу заседания комиссии и являются его неотъемлемой частью (пункт 8.1 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта).
Согласно пункту 11 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта орган местного самоуправления инициирует проведение заседания комиссии, в частности в случае возникновения спорных ситуаций при актуализации краевой программы, формирования и (или) актуализации краткосрочных планов реализации краевой программы.
Перечень решений, которые принимает комиссия в течение 20 дней с момента получения заявления от органа местного самоуправления, закреплен в пункте 15 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта.
Решение комиссии должно содержать: адрес многоквартирного дома и год ввода его в эксплуатацию; наименование конструктивных элементов и (или) инженерных систем общего имущества в многоквартирном доме, требующих капитального ремонта; предложения по срокам проведения капитального ремонта определенных конструктивных элементов и (или) инженерных систем общего имущества в многоквартирном доме; вывод о необходимости (отсутствии необходимости) повторного проведения в установленный краевой программой срок работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 16 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта).
Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии, присутствующими на заседании. Решение комиссии в пятидневный срок с момента его принятия передается в орган местного самоуправления (пункт 17 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта).
В силу пункта 18 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта окончательное решение о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимает уполномоченный орган путем актуализации в установленном порядке краевой программы, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решения, принимаемые комиссией, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 20 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта).
Постановлением Администрации г.Бийска от 9 сентября 2016 года № 1856 «О комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы, а также краткосрочных планов по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск» создана комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы, а также краткосрочных планов по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск.
Постановлением Администрации г.Бийска от 23 января 2023 года № 102 внесены изменения в вышеуказанное постановление, утвержден новый состав комиссии: председатель комиссии – Заровняев А.В., заместитель председателя комиссии – Пьянков А.Ф., члены комиссии: Гюрджян В.М., Мамонова А.С., Мельникова С.Б., Артемина Е.В., Ушакова Т.Н., Степанов И.А., Чуй А.Н., Солдатов А.Г., Речкова Е.А., Кофанов Д.С., Ершов М.В., Гущин С.В., Калачикова Т.А., Ситникова А.А., секретарь комиссии – Костицына М.С.
По делу установлено, что административный истец Коршиков А.Г. является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру № 86 по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске.
Решением Бийского городского суда Алтайского края по делу № 2-262/2015 от 22 января 2015 года, измененным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 апреля 2015 года, на рабочую комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома по ул.Декабристов, 9, в установленном законом порядке в срок до 1 июля 2015 года.
31 декабря 2015 года протоколом № 6 заседания рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске принято решение, согласно которому с учетом итоговых баллов, рассчитанных по каждому критерию, перенесен установленный Программой срок капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по ул.Декабристов, 9 на 2014-2018 годы.
Протоколом заседания рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и рассмотрению предложений по актуализации краевой программы в г.Бийске от 12 июля 2019 года № 39 утвержден реестр многоквартирных домов, подлежащих включению в краткосрочный план реализации краевой программы на 2020-2022 годы, куда вошел многоквартирный дом по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, по видам работ – ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения), фасада и подвального помещения запланирован в срок.
Решением заседания рабочей комиссии в г.Бийске, оформленным протоколом от 10 марта 2021 года № 42, на основании проведенных расчетов финансовой обеспеченности краткосрочного плана реализации в 2020-2022 года краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г.Бийска, исходя из стоимости работ по капитальному ремонту крыши и уровню собираемости платежей на капитальный ремонт утвержден краткосрочный план реализации краевой программы на 2021 год, в том числе по дому № 9 по ул.Декабристов в г.Бийске по видам работ – ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения), фасада и подвального помещения.
Согласно сведениям, представленным Минстроем Алтайского края, при формировании краткосрочного плана реализации в 2020-2022 годах краевой программы, утвержденного приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 года № 368, Администрацией г.Бийска направлялся перечень и реестр многоквартирных домов с видами работ, которые были включены в указанный план. При этом муниципальным образованием заявлен многоквартирный дом № 9 по ул.Декабристов в г.Бийске с видами работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, подвальных помещений, фасада.
Указанное нашло свое отражение в приказе Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в редакции от 23 декабря 2020 года), которым утвержден краткосрочный план реализации краевой программы в 2020 - 2022 годах, запланирована стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, в размере 6634223,94 руб., в том числе по видам работ ремонт внутридомовых инженерных систем – 3782033,94 руб., ремонт подвальных помещений 820931 руб., ремонт фасада 2031259 руб.
Установленные сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома по указанным видам работ (2020-2022 годы) следуют и из краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 (в редакции от 29 декабря 2020 года).
Согласно сведениям, представленным Администрацией г.Бийска, 2 марта 2021 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, принято решение о проведении в 2021 году работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения и водоотведения и об отказе от проведения капитального ремонта подвальных помещений, фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем водо- и теплоснабжения. В связи с чем, при проведении актуализации краевой программы, работы по капитальному ремонту фасада, подвала и инженерных систем многоквартирного дома на основании вышеуказанного решения собственников многоквартирного дома были перенесены на 2023-2025 годы, что нашло свое отражение в приказе Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в редакции от 29 июня 2021 года).
Согласно содержанию представленного в материалы дела протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, от 2 марта 2021 года собственниками принято решение провести в 2021 году ремонт инженерных систем (электроэнергии и водоотведения) и отказаться от остальных видов работ.
2 апреля 2021 года в адрес Минстроя Алтайского края Администрация г.Бийска направила уведомление об актуализации краевой программы, а также перечень многоквартирных домов, по которым изменены сроки проведения капитального ремонта и (или) перечень работ по капитальному ремонту на 2023-2025 года по видам работ в указанном многоквартирном доме: ремонт внутридомовых инженерных систем, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, ремонта подвального помещения и фасада.
На основании полученных сведений от Администрации г.Бийска приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в редакции от 29 июня 2021 года) внесены изменения в стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, и виды ремонтных работ, стоимость составила 4282516,05 руб., в том числе по видам работ: ремонт внутридомовых инженерных систем – 4282516,05 руб. Иные работы к проведению на 2020-2022 годы не запланированы.
Перенос сроков проведения капитального ремонта по видам работ ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения на 2023 – 2025 годы нашел свое отражение и в краевой программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 (в редакции от 11 июня 2021 года).
Данные сроки проведения вышеуказанных ремонтных работ (2023-2025 годы) установлены и в действующей редакции от 19 июня 2023 года постановления Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146.
В 2021 году в многоквартирном доме по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, выполнен капитальный ремонт систем электроснабжения и водоотведения на общую сумму 3,1 млн. руб., что следует из ответа Минстроя Алтайского края от 12 сентября 2023 года.
Учитывая изложенное, план реализации капитального ремонта многоквартирного дома реализован в соответствии с краткосрочной программой, утвержденной приказом Минстроя Алтайского края от 30 августа 2019 № 368 (в редакции от 29 июня 2021 года).
Приказом Минстроя Алтайского края от 23 августа 2022 года № 621 утвержден краткосрочный план реализации в 2023 - 2025 годах краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» при этом, многоквартирный по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках плана реализации краевой программы, не включен.
Из ответа Минстроя Алтайского края от 13 сентября 2023 года следует, что при формировании перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках плана реализации краевой программы, а также в рамках актуализации плана реализации программы на 2023-2025 годы многоквартирный дом по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске Администрацией г.Бийска не заявлен.
Согласно ответу НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от 11 сентября 2023 года, при актуализации краткосрочного плана реализации в 2023-2025 годах краевой программы от администрации г.Бийска предложений о проведении капитального ремонта спорного многоквартирного дома не поступало.
Представленным в материалах дела протоколом заседания рабочей комиссии № 46 от 20 июня 2022 года подтверждается, что многоквартирный дом по спорным видам работ не включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в 2023-2025 годы.
Таким образом, многоквартирный дом по спорным видам работ не был включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в 2023-2025 годах, поскольку органу местного самоуправления был предъявлен протокол общего собрания собственников от 2 марта 2021 года.
Решением Бийского городского суда от 22 декабря 2022 года, вступившим в законную силу 31 января 2023 года, признано недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске, оформленное протоколом голосования от 2 марта 2021 года.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика Администрации г.Бийска, заинтересованного лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» Астапенко В.В. данное обстоятельство послужило основанием для рассмотрения вопроса на заседании рабочей комиссии 29 марта 2023 года о включении многоквартирного дома по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, в краткосрочный план реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» на 2023-2025 годы по проведению капитального ремонта подвальных помещений, фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем горячего, холодного водоснабжения и теплоснабжения.
Как следует из содержания протокола заседания рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и рассмотрению предложений по актуализации краевой программы в городе Бийске от 29 марта 2023 года № 50 по третьему вопросу было единогласно (12 голосов) принято решение о невключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, в краткосрочный план реализации краевой программы на 2023-2025 годы по проведению капитального ремонта подвальных помещений, фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем горячего/холодного водоснабжения и теплоснабжения. Решено срок проведения капитального ремонта по указанным видам работ оставить без изменения – 2020-2022 годы. Данное решение мотивировано тем, что денежных средств, оставшихся после возврата за проведенный капитальный ремонт крыши, внутридомовых инженерных систем электроснабжения и водоотведения у многоквартирного дома недостаточно для выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых систем горячего, холодного водоснабжения, теплоснабжения, фасада, подвала, фундамента. В связи с этим возникает необходимость увеличения минимального размера взноса до экономически обоснованного. Информации от собственников помещений указанного дома об уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере, превышающем минимальный размер взносов, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в адрес Администрации г.Бийска, НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не поступало. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что краткосрочный план реализации краевой программы на 2023-2025 годы сформирован в полном объеме, исходя из остатков средств на счете НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капительный ремонт в текущем году, комиссия не усмотрела оснований для включения спорного многоквартирного дома в краткосрочный план на 2023-2025 годы, указав, что данное обстоятельство ущемит интересы собственников других многоквартирных домов. Собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, рекомендовано рассмотреть на общем собрании вопрос об увеличении размера взноса на капитальный ремонт с целью обеспечения финансирования запланированных видов работ или определить иной источник финансирования.
Доводы административного истца в части принятия решения составом комиссии, не утвержденным нормативным актом Администрации г.Бийска, судом отклоняются, поскольку состав комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, которым принято решение, являющееся предметом рассмотрения, утвержден постановлением Администрации г.Бийска от 9 сентября 2016 года № 1856 (в редакции от 23 января 2023 года). Согласно вышеуказанному нормативному акту в составе комиссии 29 марта 2023 года приняли участие уполномоченные органом местного самоуправления лица при необходимом кворуме, решение принято большинством голосов, что соответствует положениям Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта.
Вместе с тем, проверяя законность оспариваемого решения по существу, суд учитывает следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 апреля 2016 года № 10-П, многоквартирные дома, в которых расположена значительная часть составляющих жилищный фонд жилых помещений, подвержены естественному износу, а потому надлежащее содержание таких домов предполагает в числе прочего непрерывный мониторинг их технического состояния, а также своевременное проведение необходимых работ по устранению неисправностей их конструктивных элементов. В связи с этим Жилищный кодекс Российской Федерации в порядке конкретизации статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (пункты 6, 6.1 и 8 статьи 2) (пункт 4).
Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора, то Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на них лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору - создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182), которое, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы (пункт 7.2).
Таким образом, часть 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку ее положения, допуская на основе принципа социальной солидарности возможность использования средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, без их согласия на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора, - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что очередность капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте, и может быть оспорена в судебном порядке, равно как может быть обжаловано и неисполнение региональной программы капитального ремонта, установившей эту очередность. Такая возможность вытекает из предписаний статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и является гарантией соблюдения прав собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование денежных средств на счете, счетах регионального оператора (пункт 10.3).
Принимая решение о невключении многоквартирного дома по адресу: г.Бийск, ул.Декабристов, 9, в краткосрочный план реализации краевой программы на 2023-2025 годы, комиссия фактически исходила из недостаточности денежных средств у данного дома для выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых систем горячего, холодного водоснабжения, теплоснабжения, фасада, подвала, фундамента. При этом указала оставить без изменения срок проведения данных работ - 2020-2022 годы, несмотря на то, что краткосрочный план за указанный период был выполнен, указанные работы в 2020-2022 годы не проведены.
Согласно пояснениям Астапенко В.В. в связи с принятием комиссией данного решения, оформленного протоколом от 29 марта 2023 года № 50, Администрацией г.Бийска в рамках актуализации краевой программы спорный многоквартирный дом по указанным видам работ не был включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках плана реализации краевой программы на 2023-2025 годы.
Как следует из краткосрочного плана реализации краевой программы в 2023-2025 годах, утвержденного приказом Минстроя Алтайского края от 23 августа 2022 года № 621 (в редакции от 28 августа 2023 года), по многоквартирному дому по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске не запланировано проведение капитального ремонта.
Согласно ответу Минстроя Алтайского края от 5 сентября 2023 года Администрацией г.Бийска сформирован перечень многоквартирных домов для включения их в краткосрочный план, многоквартирный дом по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске не заявлен в план на 2023-2025 годы. Решение о включении многоквартирных домов в краткосрочный план реализации Программы принимается комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Администрации г.Бийска. Минстрой Алтайского края формирует краткосрочные планы реализации Программы с учетом сведений, представленных органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке.
Таким образом, несмотря на то, что в соответствии с краевой программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» проведение указанных видов работ по данному дому запланировано на 2023-2025 годы, в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на указанный период спорный дом по данным видам работ не вошел, что фактически свидетельствует о переносе срока проведения указанных работ на более поздний период.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию. В данной ситуации при принятии оспариваемого решения таковых исключений, как и соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (решение Бийского городского суда от 22 декабря 2022 года о признании протокола общего собрания собственников от 2 марта 2021 года недействительным вступило в законную силу 31 января 2023 года) не имелось.
При этом отсутствие или недостаточность финансирования, наличие задолженности по оплате гражданами взносов на капитальный ремонт в силу части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не является основанием для переноса на более поздний период сроков капитального ремонта без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, решение комиссии, оформленное протоколом от 29 марта 2023 года № 50, в части многоквартирного дома по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске не соответствует действующему законодательству и приводит к нарушению прав административного истца на своевременное проведение капитального ремонта и, как следствие, благоприятные и безопасные условия проживания.
На основании изложенного суд приходит к выводу о признании незаконным решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск, оформленного протоколом № 50 от 29 марта 2023 года, в части многоквартирного дома по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск обязанность рассмотреть вопрос о включении многоквартирного дома, расположенного по ул.Декабристов, 9 в г.Бийске, в краткосрочный план реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» на 2023 - 2025 годы, по проведению капитального ремонта подвальных помещений, фасада, внутридомовых инженерных систем горячего, холодного водоснабжения, теплоснабжения в установленном законом порядке, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 50 ░░ 29 ░░░░░ 2023 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░░░░, 9 ░ ░.░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░░░░, 9 ░ ░.░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 2014 - 2043 ░░░░» ░░ 2023 - 2025 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░ ______________ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ____________ ░.░. ░░░░░░ «28» ░░░░░░ 2023 ░. |
░░░░░░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-3212/2023 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░: 22RS0013-01-2023-00327-11 |
░░░░░░░:
░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░)
░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░(░) «28» ░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░