24RS0002-01-2022-001621-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2022 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной И.А.,
при секретаре Рахваловой Н.А.,
с участием истца Новикова Е.С., представителя ответчика администрации Ачинского района – Редьковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Новикова Евгения Сергеевича к Администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности организовать централизованное холодное водоснабжение,
У С Т А Н О В И Л:
Новиков Е.С. обратился в суд с иском к Администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности организовать централизованное холодное водоснабжение, в котором просит обязать административных ответчиков организовать централизованное холодное водоснабжение ул.<адрес>
Требования мотивированы тем, что Новиков Е.С. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, д.Карловка, <адрес>. В настоящее время по <адрес> д.Карловка отсутствует холодное водоснабжение. Из ответов ответчиков следует, что в д.Карловка не организовано центральное холодное водоснабжение, водозаборные колонки не установлены, население обеспечивается холодным водоснабжением из собственных водозаборных скважин.
Определением суда от 19 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
Административный истец – Новиков Е.С., в судебном заседании исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Ачинского района – Редькова И.Ю., действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ежегодно должна проводиться актуализация схем водоснабжения и водоотведения. С момента разработки схем водоснабжения и водоотведения Горного сельсовета в 2016 году, в состав которого входит д.Карловка, актуализация схем не проводилась. Централизованное водоснабжение в д.Карловка отсутствует и для организации необходима разработка проекта на строительство источника водозабора (скважины), а также проекта на строительство водопроводных сетей. Между МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района и ООО «СибЭнергоСбережение» заключен муниципальный контракт от 27.12.2021 на актуализацию схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ачинского района, на 2023 год Актуальные схемы должны отражать в себе все недостатки и водоотведения, что позволит правильно скорректировать инвестиционную программу по организации централизованного водоснабжения в населенных пунктах, где централизованное водоснабжение отсутствует. Кроме того, процесс организации централизованного водоснабжения является довольно трудоемким и дорогостоящим.
Представитель ответчика - администрации Горного сельсовета, представитель заинтересованного лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились, представитель Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против исковых требований не возражал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1,3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч.1, 1.1 ст.6 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
В силу п.73 Правил, забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 74 Правил, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Новиков Е.С. является собственником жилого дома и земельного участка, по адресу: <адрес>, д.<адрес> (л.д.9-14).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, утверждена схема сетей холодного водоснабжения и водоотведения Горного сельсовета <адрес> (в состав которого входит д.Карловка) до 2026 года (л.д.15-16).
На обращение Новикова Е.С. по вопросу предоставления информации по организации водоснабжения по <адрес>, <адрес>, администрацией Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края 8 декабря 2021 года дан ответ, в соответствии с которым водоснабжение всего населенного пункта д.Карловка, в том числе и <адрес>, осуществляется от индивидуальных источников водоснабжения (частные артезианские водозаборные скважины), иных источников водоснабжения на территории не имеется. В связи с тем, что полномочия по вопросам водоснабжения населения на территории Горного сельсовета переданы на уровень Ачинского района, для получения полной информации истцу рекомендовано обратиться в администрацию Ачинского района (л.д.17).
На обращение Новикова Е.С. о водоснабжении в д.<адрес>, администрацией Ачинского района 15 декабря 2021 года дан ответ, в соответствии с которым в виду отсутствия централизованного водоснабжения в д.Карловка Ачинского района население использует для питьевого водоснабжения собственные водозаборные колодцы. В соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», при разработке схем водоснабжения и водоотведения Горного сельсовета Ачинского района была разработана перспективная схема водоснабжения д.Карловка. Ввиду того, что бюджет Ачинского района является дотационным, а сумма для реализации мероприятий по организации централизованного водоснабжения д.Карловка Ачинского района является существенной, данные мероприятия будут рассмотрены при дотационном финансировании. До конца 2 квартала 2022 года, в соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» планируется актуализировать схемы водоснабжения Ачинского района, где будет рассмотрена перспективная схема водоснабжения д.Карловка, с внесением изменений при необходимости. После актуализации схем водоснабжения Ачинского района, вопрос об организации централизованного водоснабжения д.Карловка, Ачинского района будет проработан с учетом изменений (л.д.18).
Соглашением между администрацией Ачинского района и администрацией Горного сельсовета о приеме-передаче к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения от 2 декабря 2021 года, администрацией Горного сельсовета переданы администрации Ачинского района переданы полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе: организация в границах сельсовета электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Соглашение действует с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года (л.д.29-32).
Как пояснила представитель администрации Ачинского района Редькова И.Ю., в судебном заседании централизованное водоснабжение в д.Карловка Ачинского района отсутствует и для организации необходима разработка проекта на строительство источника водозабора (скважины), а также проекта на строительство водопроводных сетей. Процесс организации централизованного водоснабжения является довольно трудоемким и дорогостоящим.
В судебном заседании также установлено, и не оспаривалось сторонами, что в д.Карловка, <адрес> не организовано также нецентрализованное холодное водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водоснабжение жителей осуществляется при помощи собственных водозаборных скважин.
Таким образом суд приходит к выводу, о нарушении прав жителей д.Карловка Ачинского района на обеспечение холодной водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил,
При этом обязанность по организации водоснабжения возложена на Администрацию Ачинского района в силу закона, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования – возложить на администрацию Ачинского района Красноярского края обязанность организовать централизованное холодное водоснабжение в границах <адрес> д.<адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в отношении ответчика администрации Горного сельсовета Ачинского района, поскольку полномочия по организации водоснабжения а территории Горного сельсовета согласно соглашению переданы администрации Ачинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░.<░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░ 07 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ №416-░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2022 ░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░