№ 2а-949/2023
25RS0011-01-2023-002524-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года г. Спасск-Дальний
Приморский край
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Агеевой А.С.,
при секретаре Лысенко Я.В., с участием:
представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Ольхова В.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богатько К.Ю. к Призывной комиссии Спасского муниципального района, Военному комиссариату <адрес> и <адрес>, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», о признании решения призывной комиссии незаконным, признании действий призывной комиссии Спасского муниципального района и Военного комиссариата <адрес> и <адрес> незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Богатько К.Ю. обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> и <адрес>. В рамках весеннего призыва 2023 года, призывной комиссией городского округа Спасск- Дальний было вынесено решение о призыве его на военную службу, что подтверждается повесткой для отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ С вынесенным решением он не согласен, считает, что мероприятия, связанные с призывом на военную службу в отношении него были проведены с нарушением порядка проведения данных мероприятий, закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», иными нормативно правовыми актами, регулирующими данные отношения, чем было нарушено мое право на образование в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с п. "а" ч. 2 статьи 24 ФЗ №, поскольку на момент вызова его в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, а также на момент прохождения призывных мероприятий он обучался в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Спасский индустриально-экономический колледж» на очной форме обучения по образовательной программе среднего профессионального образования по имеющей государственную аккредитацию специальности «Право и организация социального обеспечения», дата окончания обучения - ДД.ММ.ГГГГ полагает, что вызов его на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в военный комиссариат, а также проведение в отношении него мероприятий, связанных с призывом, законны только после окончания обучения по освоению образовательной программы среднего профессионального образования, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ Жалоба в вышестоящую призывную комиссию в порядке подчинённости не подавалась.
Просит суд признать незаконным решение призывной комиссии городского округа Спасск- Дальний о призыве Богатько К.Ю. на военную службу; признать незаконным действия призывней комиссии городского округа Спасск- Дальний, выразившихся в организации медицинского освидетельствования, организации профессионального психологического отбора, принятии решения о призыве на военную службу во время действия отсрочки от призыва на военную службу; признать незаконным действие военного комиссариата <адрес> и <адрес>, выразившееся в вызове в военный комиссариат для проведения призывных мероприятий, а также в проведении в отношении Богатько К.Ю. призывных мероприятий (медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии).
В ходе рассмотрения дела Богатько К.Ю. просил заменить административного ответчика – призывная комиссия городского округа Спасск-Дальний на призывную комиссию Спасского муниципального района, а также уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным действия призывной комиссии Спасского муниципального района, выразившихся в организации медицинского освидетельствования, организации профессионального психологического отбора, принятии решения о призыве на военную службу во время действия отсрочки от призыва на военную службу, признать незаконным действия военного комиссариата <адрес> и <адрес> Приморского каря, выразившееся в вызове его в военный комиссариат для проведения призывных мероприятий, а также в проведении в отношении него призывных мероприятий (медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии).
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ просит рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Ольхов В.Е. просил производство по делу прекратить, поскольку решение призывной комиссии <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о призыве на военную службу Богатько К.Ю., решением призывной комиссии городского округа Спасск-Дальний (протокол № от 28.06.2023г.) в отношении Богатько К.Ю. отменено в связи с отсрочкой по учебе. Кроме того, в связи с отменой вышеуказанного решения призывной комиссии, призывные мероприятия в отношении Богатько К.Ю. отменены, в связи с чем нет предмета спора.
В судебное заседание представители Призывной комиссии Спасского муниципального района, Военного комиссариата <адрес> и <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя призывной комиссии Спасского муниципального района поступи письменный отзыв, в котором ответчик просит прекратить производство по делу, поскольку отсутствует предмет спора, так как решение призывной комиссии <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о призыве на военную службу Богатько К.Ю., решением призывной комиссии - протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, отменено в связи с отсрочкой по учебе. Кроме того, в связи с отменой вышеуказанного решения призывной комиссии, призывные мероприятия в отношении Богатько К.Ю. отменены
Суд, выслушав представителя ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Ольхова В.Е., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Защита Отечества, как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации, может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Закон о воинской обязанности.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).
Согласно пункту 1 статьи 5 поименованного Федерального закона проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Закона о воинской обязанности, в соответствии с пунктами 1, 3 и 4 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Порядок призыва граждан на военную службу определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении них, в частности, решений о призыве на военную службу.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Право на предусмотренную настоящим пунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином во время освоения образовательной программы.
По делу установлено, что Богатько К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате <адрес> и Спасского муниципального района.
Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Богатько К.Ю. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ в связи с обучением в КГБПОУ СИЭК.
В апреле 2023 года Богатько К.Ю. пройдено медицинское освидетельствование, по результатам которого ему была определена категория годности к военной службе "Б-З" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Решением призывной комиссии Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Богатько К.Ю. призван на военную службу и выдана повестка ДД.ММ.ГГГГ на отправку к месту прохождения военной службы.
Согласно справке КГБПОУ СИЭК от ДД.ММ.ГГГГ Богатько К.Ю. обучался на очной бюджетной форме обучения на месте, финансируемом из средств краевого бюджета по специальности: «Право и организация социального обеспечения» с ДД.ММ.ГГГГ, приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ N 177. Период обучения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением призывной комиссии Спасского муниципального района (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) отменено решение призывной комиссии Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Богатько К.Ю., в связи с отсрочкой по учебе.
Разрешая заявленные требования, отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что принятое в отношении административного истца решение о призыве на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ, отменено решением призывной комиссии Спасского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, оспариваемое решение прав и законных интересов истца не нарушает.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Пунктом 6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, предусмотрено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 7 Положения о призыве на военную службу).
Согласно пункту 16 Положения о призыве на военную службу призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
Таким образом, направление повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является установленной законом обязанностью военного комиссариата.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения закона позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий (бездействия) или решения незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании действий (бездействия) или решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действий (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Следовательно, в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив представленные в материалах дела доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решений призывной комиссии о призыве на военную службу, а также действий призывной комиссии Спасского муниципального района, выразившихся в организации медицинского освидетельствования, организации профессионального психологического отбора, принятии решения о призыве на военную службу во время действия отсрочки от призыва на военную службу, действий военного комиссариата <адрес> и <адрес> Приморского каря, выразившееся в вызове Богатько К.Ю. в военный комиссариат для проведения призывных мероприятий, а также в проведении в отношении него призывных мероприятий (медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии), незаконными, поскольку на момент рассмотрения спора судом, административным ответчиком устранено оспариваемое действие, решение призывной комиссии о призыве Богатько К.Ю. на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ отменено ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об удовлетворении требований в добровольном порядке и действия административного ответчика перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца
Кроме того, административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании действий (бездействия) или решения незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
При этом, суд принимает во внимание, что решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
В настоящем случае административным истцом не представлено доказательств, что действиями призывной комиссии Спасского муниципального района, выразившихся в организации медицинского освидетельствования, организации профессионального психологического отбора, принятии решения о призыве на военную службу во время действия отсрочки от призыва на военную службу, а также действиями военного комиссариата <адрес> и <адрес> Приморского каря, выразившихся в вызове Богатько К.Ю. в военный комиссариат для проведения призывных мероприятий, а также в проведении в отношении него призывных мероприятий (медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии) были нарушены его прав, в том числе право на окончание учебы в учебном заведении в связи с имеющейся отсрочкой от призыва.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 218-220, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.