ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО1 СТАВРОПОЛЯ
<адрес>, 355000,
тел./ факс 8(8652) 71-58-98,
подача документов в электронном виде: e-mail: oktyabrsky.stv@sudrf.ru,
официальный сайт: http:// oktyabrsky.stv@sudrf.ru
_____________________________________________________________
Дело №а-3188/2023
УИД: 26RS0№-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года ФИО1 Ставрополь
Октябрьский районный суд ФИО1 <адрес>, в составе: председательствующего судьи Строгановой В. В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием: помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> ФИО5,
представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ФИО4,
представителя административного соответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», администрации Красногвардейского муниципального округа, заинтересованные лица – Министерство финансов <адрес>, ООО «АгроСоюз Красногвардейский», ГБУ СК «Ставропольский лесхоз», Министерство туризма и оздоровительных курортов <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском (в последующем уточненным – л.д. 14 том 2.) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», Администрации Красногвардейского муниципального округа о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Красногвардейский»; возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанности в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказчика краевого значения «Красногвардейский» путем расчета предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма.
В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Красногвардейский», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения. В соответствии с ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>. Статьей 5.1 Закона № 33-ФЗ установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Государственный природный заказник краевого значения «Красногвардейский» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п на территории <адрес>. Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Красногвардейский». В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО9 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении. Согласно п. 2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК». В нарушение требований ст. 5.1 Закона № 33-ФЗ, п. 2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п. 12, 22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «Малый Ессентучок» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена. Экологические тропы на территории Заказника в ведение Дирекции не переданы. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 5.1 Закона № 33-ФЗ, физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. В результате проведенного Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника, рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника является неконтролируемой, стихийной (как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника. Таким образом, непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято изменение административных требований, отказ от части иска к администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, в связи с чем, прекращено производство по делу в части и муниципальный орган исключен из числа административных ответчиков.
Представитель административного истца помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 в судебном заседании поддержала уточненные требования, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, просила отказать.
Представитель административного соответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержал позицию Министерства и в дополнение пояснил, что типовые правила расчета предельно допустимой реакционной емкости введены ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ, которые возникают с ДД.ММ.ГГГГ, и обязанность утверждения Правил возложена на орган исполнительной власти субъекта РФ. Учреждение подведомственно министерству природных ресурсов охраны окружающей среды СК, следовательно, считает, что требования истца не основаны на нормах действующего законодательства.
Представитель соответчика администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес> ФИО7 надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в их отсутствие и принять решение в соответствии с действующим законодательством (л. д. 18 том 1).
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов <адрес>, привлеченного в протокольной форме ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица (л. д. 45-47 том 1), надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представив ранее в судебное заседание пояснения по административному исковому заявлению, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, а также указал, что Министерство является органом исполнительной власти <адрес>, обеспечивающим в том числе, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, недропользования, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденному Постановлением <адрес> от 02. 07. 2012 г. №-п, Министерство является главным администратором доходов бюджета <адрес> в соответствии с законом <адрес> о бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.
В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. В силу ст. 28 БК РФ содержатся принципы, на которых основана бюджетная система Российской Федерации, в том числе принцип самостоятельности бюджетов, сбалансированности бюджета.
Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами.
Дефицитность бюджета <адрес> связана с недостатком собственных доходов для исполнения расходных обязательств <адрес> является дотационным субъектом Российской Федерации и находится на 6 месте среди субъектов Российской Федерации по объему дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемой из федерального бюджета.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности <адрес> накладывает на <адрес>, как субъект Российской Федерации, определенные обязательства и ограничения. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О бюджете <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в 2023 году министерству, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий краевого значения и биологического разнообразия в общей сумме – 2976, 52 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 158 БК РФ министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственных распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания, осуществляет распределение субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (л. д. 105-107 том 1).
Представитель заинтересованного лица ООО «АгроСоюз Красногвардейский», привлеченного ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме, в качестве заинтересованного лица (л. д. 98-100 том 1), надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Представитель заинтересованного лица ГБУ СК «Ставропольский лесхоз», привлеченный 27. 09.2023 года в протокольной форме, в качестве заинтересованного лица (л. д. 213-214 том 1), надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Представитель заинтересованного лица Министерства туризма и оздоровительных курортов <адрес>, привлеченного ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме, в качестве заинтересованного лица (л. д. 239-240 том 1), надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом» интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение поверхностных вод, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды).
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 58, п.п. 1 и 2 ст. 59 Закона об охране окружающей среды, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Согласно п.4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (часть 1); памятники природы могут быть федерального, регионального значения (часть 2).
Согласно п. 3 ст. 26 Закона об особо охраняемых природных территориях, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Статьей 5.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны.
В силу ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>.
Как следует из материалов дела и установлено судом, то Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Красногвардейский», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения.
Государственный природный заказник краевого значения «Красногвардейский» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п на территории <адрес>.
Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Красногвардейский» (далее – Положение о Заказнике).
В соответствии с ч.1 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3,4 Положения о Заказнике, функционирование заказника обеспечивает ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» за счет средств бюджета <адрес> и других не запрещенных законодательством РФ и законодательством <адрес> источников. Государственное управление и государственный контроль в области организация и функционирования заказника осуществляет министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>» (далее - Положение) министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Основными задачами министерства являются, в том числе, участие в проведении государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления; осуществление в пределах своей компетенции государственного управления в области недропользования, лесных отношений, водных отношений, безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, охраны, регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории <адрес>, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов краевого значения, защитных лесных насаждений; осуществление в пределах своей компетенции: федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории <адрес>, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории <адрес>.
В соответствии с п. 10.16 Положения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном <адрес>.
Таким образом, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> возложена обязанность по охране регионального государственного надзора в области охраны и использования территории заказника «Красногвардейский».
В соответствии с пунктом 1.10 Устава Государственного бюджетного учреждения <адрес> "Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение находится в ведения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, которое осуществляет полномочия и функции учредителя данного учреждения. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Устава, учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Пунктами 5.5 и 5.6 Устава установлено, что учредитель в отношении учреждения является главным распорядителем бюджетных средств, который распределяет лимиты бюджетных обязательств, утверждает план финансово - хозяйственной деятельности учреждения и бюджетную смету, оформляет разрешение на осуществление приносящей доход деятельности, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>. Государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом видами деятельности формирует и утверждает учредитель. Пунктом 2.4 Устава определено, что для достижения поставленных целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности: изготовление и установка предупредительных и информационных знаков на ООПТ; организация экологических экскурсий и познавательного туризма, обустройство экологических троп; определение специально предусмотренных мест для осуществления рекреационной деятельности на ООПТ; обеспечение установленного режима ООПТ; проведение конференций, конкурсов, акций для привлечения внимания к сохранению природного наследия.
Согласно Национального стандарта Российской Федерации ФИО9 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Устава ГБУ СК "Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>", утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом деятельности учреждения является выполнение работ, оказание услуг в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения <адрес>, целями деятельности учреждения являются, среди прочего, управление ООПТ и их охранными зонами, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ и их охранных зон.
Пунктом 2.4 Устава определено, что для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: изготовление и установка предупредительных и информационных знаков на ООПТ, организация экологических экскурсий и познавательного туризма, обустройство экологических троп, определение специально предусмотренных мест для осуществления рекреационной деятельности на ООПТ, обеспечение установленного режима ООПТ, проведение конференций, конкурсов, акций для привлечения внимания к сохранению природного наследия.
Таким образом, обязанности по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Красногвардейский» прямо предусмотрены положением Устава для обеспечения сохранности особо охраняемой природной территории.
Порядок посещения особо охраняемых природных территорий установлен статьей 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ, согласно которому физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, осуществляющее управление соответствующим заказником (далее -министерство), наделено: определять размер платы в зависимости от наличия на территории заповедника уникальных природных комплексов и объектов показа, имеющейся инфраструктуры для обслуживания посетителей, материальной базы, квалификации персонала, осуществляющего работу с туристами, спроса на предоставляемые услуги, а также качества предоставляемых услуг, создание условий для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, категорий физических лиц, посещающих территорию заказника краевого значения.
Федеральный закон"Об охране окружающей среды" устанавливает запрет на хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 59).
Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п. п. 3, 6 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 908). Пространство, предназначенное для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры, спорта и туризма, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев, информационных пунктов и центров, называется рекреационной зоной (п. 3.5 ФИО9 57287-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги, предоставляемые на особо охраняемых природных территориях. Требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1880-ст))
В Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)" (утверждена распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 872-р) экологический туризм определен как путешествие с целью наблюдения и приобщения к природе, основными принципами которого являются рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.
При этом, в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2322-р) указывается на необходимость разработки и реализации комплекса мер по стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях для устойчивого экономического и финансового обеспечения системы ООПТ, в котором также упомянута и территория Северо-Кавказского федерального округа, на которой расположены 5 государственных заповедников, 2 национальных парка, а также 7 государственных заказников, обеспечивающие сохранение богатого биологического разнообразия регионов.
Организация экологического туризма связана с организацией природной среды для целей туризма. Основой для развития рекреационного природопользования и экологического туризма является система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного ранга: заповедники и заказники, национальные и природные парки, дендрологические парки, памятники природы и музеи-заповедники.
Таким образом, организация и осуществление экологического туризма - это форма рекреационного природопользования, т.е. использование природных ресурсов для целей отдыха.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 5.1 Закона № 33-ФЗ, п. 2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п. 12, 22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма на территории Заказника «Красногвардейский» не созданы, несмотря на то, что в границах заказника подлежат определению зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности, так и не разрешен вопрос определения платности для физических лиц за посещение ООПТ во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ( вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены Правила расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма, которых начало действия с ДД.ММ.ГГГГ.
Показателем эффективности использования рекреационного потенциала ООПТ и развития на них экологического туризма является отношение количества посещений этих территорий к их рекреационной емкости (в процентах).
Согласно понятию, данному в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма", то «базовая рекреационная емкость» - максимальное количество человек, которые могут физически находиться на особо охраняемой природной территории или в отдельной части (на туристском объекте) в единицу времени.
"туристские объекты" - части особо охраняемой природной территории, включающие природные комплексы и объекты, историко-культурные объекты, инфраструктурные объекты (музеи, визит-центры, иные здания и сооружения для организации обслуживания туристов), привлекающие туристов и используемые для осуществления туризма.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма" предельно допустимая рекреационная емкость определяется для особо охраняемой природной территории либо ее отдельных частей.
Предельно допустимая рекреационная емкость рассчитывается федеральными государственными бюджетными учреждениями или иными государственными организациями в отношении особо охраняемых природных территорий, управление которыми они осуществляют, либо ее отдельных частей и устанавливается федеральными органами исполнительной власти, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории (п. 4).
Расчет предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории, ее отдельной части осуществляется при выявлении изменения состояния туристских объектов, но не реже одного раза в 5 лет (п. 5).
Таким образом, расчет предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма является обязательным условиям для организации экологического туризма во избежание деградации природного объекта и обеспечения сохранности особо охраняемой природной территории.
Несмотря на то, что порядок подсчета предельно допустимой реакционной емкости на основе типовых правил возник с ДД.ММ.ГГГГ, однако проведение оценки воздействия на окружающую среду в границах особо охраняемых природных территорий входит в число основных принципов охраны окружающей среды, установленных статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и во взаимосвязи с иными положениями, предусмотренными Законом № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 2 Порядка проведения массовых мероприятий на указанных территориях, п.п. 12, 22 Положения о Заказнике, не исключалась обязанность по организации экологического туризма на территории указанного заказника и определения платности за посещение особо охраняемой территории.
С учетом изложенного выше, доводы представителей соответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца следует признать не состоятельными, подлежащими отклонению.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Красногвардейский», а также возложении на административных соответчиков обязанности в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказчика краевого значения «Красногвардейский» путем расчета предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма.
Таким образом, требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░