Судья Юрченко Н.И.                                дело № 33-491/2023

(номер дела суда первой инстанции 2-1553/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 марта 2023 года                                                                          г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Панеш Ж.К.,

судей – Муращенко М.Д. и Сиюхова А.Р.,

при секретаре судебного заседания – Кохужевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО «Даховское сельское поселение» на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования ФИО1.

Взыскать с Администрации МО «Даховское сельское поселение» в пользу ФИО1 в возмещение ущерба 588928 (пятьсот восемьдесят восемь тысяч девятьсот двадцать восемь) руб.

    Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., пояснения истца ФИО1, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации МО «Даховское сельское поселение» по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Администрации МО « Даховское сельское поселение» в его пользу в возмещение вреда 588928руб., а также убытки в размере 8000 руб. (стоимость проведения экспертизы), указав, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 19 час. 30 мин. на автодороге «Майкоп-Гузерипль» 72км.+900м. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием его транспортного средства «Kia Cerato Forte», госномер №, и лошади. Происшествие произошло вне зоны действия знака 1.27 «Дикие животные».

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией МО «Даховское сельское поселение», собственник лошади не установлен.

Истец полагал, что отсутствие собственника лошади дает право сделать вывод, что указанная лошадь на момент дорожно-транспортного происшествия являлась животным без владельца, в связи с чем орган местного самоуправления несет гражданскую ответственность за ненадлежащее осуществление полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В результате дорожно-транспортного происшествия его автомобилю «Kia Cerato Forte», госномер №, причинены механические повреждения.

Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость восстановительного ремонта автомобиля «KiaCeratoForte», госномер №, составляет 588928руб..

Он обратился к ответчику с письменным требованием о добровольном возмещении вреда, однако ответчиком требования были проигнорированы.

В письменном отзыве Администрация МО «Даховское сельское поселение» просила оставить требования без удовлетворения, ссылаясь на то, что полномочиями по обращению с безнадзорными сельскохозяйственными животными МО «Даховское сельское поселение» не наделено.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска ФИО1 В обоснование доводов указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также ошибочно применены нормы материального и процессуального права. Считает, что полномочиями по обращению с безнадзорными сельскохозяйственными животными, в том числе лошадьми, муниципальное образование «Даховское сельское поселение» не наделено. Однако данные обстоятельства остались без внимания суда при разрешении дела по существу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит оспариваемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Согласно ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Согласно подп. 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения данных правоотношений), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросовосуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

ДД.ММ.ГГГГ примерно в 19 час. 30 мин. на автодороге «Майкоп-Гузерипль» 72 км.+900 м. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства истца KiaCeratoForte», г/н №, и лошади. Происшествие произошло вне зоны действия знака 1.27 «Дикие животные».

Согласно пояснениям сторон, владелец лошади, являвшейся участником дорожно-транспортного происшествия, не установлен.

Соответственно, с учетом вышеуказанных норм права, лошадь, находящаяся на автодороге в ночное время без сопровождения, является бесхозяйной. Ее нахождение на участке дороге в темное время суток стало причиной произошедшего ДТП.

Из объяснений ФИО1, отобранных сотрудником полиции при составлении материала, следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 19 час. 30 мин. втемное время суток он двигался на автомобиле «Kia Cerato Forte», г/н №. На 73 км. - автодороги «Подъезд к КГБЗ от <адрес>» неожиданно для него на очень близком расстоянии от автомобиля из леса выбежала лошадь темной масти. Он пытался избежать столкновения, но из-за близкого расстояния не смог. В результате столкновения с лошадью его автомобиль получил механические повреждения (л.д. 57-58).

Указанные объяснения подтверждаются схемой дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59).

Определением сотрудника ГИБДД МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя автомобиля ФИО1 отказано в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (л.д. 56).

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца и взыскивая с администрации МО «Даховское сельское поселение» в его пользу сумму возмещения ущерба, исходил их того, что причинение истцу имущественного вреда имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации МО "Даховское сельское поселение", выразившегося в невыполнении возложенной на администрацию обязанности по выявлению и задержанию безнадзорных сельскохозяйственных животных, к которым относятся также и лошади.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда незаконными и необоснованными по следующим обстоятельствам.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях урегулирования отдельных вопросов в области обращения с животными принят Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах регулирования отношений в области ответственного обращения с животными.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N 1180 "Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019года N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них", пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона Республики Адыгея "Об отдельных вопросах регулирования отношений в области ответственного обращения с животными", приняты постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 августа 2020 года № 157 «О Порядке организации деятельности приютов для животных инормах содержания животных в них» и постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 августа 2020 года № 158 «О Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев».

06 июля 2020 года принят Закон Республики Адыгея № 355 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по осуществлению организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», согласно ст. 1 которого государственными полномочиями Республики Адыгея по осуществлению организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев наделены органы местного самоуправления следующих муниципальных образований:

1) муниципального образования "<адрес>";

2) муниципального образования "<адрес>";

3) муниципального образования "<адрес>";

4) муниципального образования "<адрес>";

5) муниципального образования "<адрес>";

6) муниципального образования "<адрес>";

7) муниципального образования "<адрес>";

8) муниципального образования "<адрес>";

9) муниципального образования "<адрес>".

При этом ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит закрытый перечень вопросов местного значения, которые сельское поселение вправе решать самостоятельно

Из буквального толкования данной статьи следует, что права и обязанности по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных сельскохозяйственных животных у сельских поселений отсутствуют.

Кроме того, статьей 2 Устава муниципального образования «Даховское сельское поселение» <адрес> Республики Адыгея установлен перечень вопросов местного значения муниципального образования, который не содержит обязанность по осуществлению мероприятий по выявлению и задержанию безнадзорных сельскохозяйственных животных.

Место дорожно-транспортного происшествия, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, находится в границах муниципального образования "Даховское сельское поселение".

При этом дорога, на которой произошло указанное дорожно-транспортное происшествие, не является дорогой местного значения, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога А-159 «Подъездная дорога от <адрес> к Кавказскому Государственному Биосферному заповеднику» отнесена к дорогам федерального значения.

На основании Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства от 01.07.2014 № 1296-р «О прекращении права оперативного управления ФКУ Упрдор «Каспий» оперативное управление дорогой А-159 передано ФКУ Упрдор «Черноморье».

Кроме того, участок дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие от ДД.ММ.ГГГГ, находится за пределами границ населенных пунктов муниципального образования «Абадзехское сельское поселение».

Таким образом, учитывая отсутствие полномочий администрации МО «Даховское сельское поселение» по обращению с безнадзорными сельскохозяйственными животными, в том числе лошадьми, а также компетенции по осуществлению мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения на автомобильной дороге федерального значения, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация МО «Даховское сельское поселение» является ненадлежащим ответчиком по требованиям ФИО1 о возмещении ущерба.

При этом в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 поддерживал ранее принятую позицию, согласно которой именно администрация МО «Даховское сельское поселение» является надлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «Даховское сельское поселение» о возмещении ущерба.

Руководствуясь ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░░░░░ ░.░.

░░░░░                                    ░░░░░░░░░ ░.░.

            ░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-491/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Клящин Алексей Васильевич
Ответчики
Администрация МО "Даховское сельское поселение"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Сиюхов Аскербий Русланович
Дело на сайте суда
vs.adg.sudrf.ru
31.01.2023Передача дела судье
14.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023Передано в экспедицию
17.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее