Дело № 2-2560/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2015 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кузнецовой З.Г., с участием
истца ФИО1,
представителя истца Корнилова А.А., действующего на основании письменного заявления доверителя от <дата>,
ответчика- представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии Моисеевой И.П., действующей по доверенности <число> от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии, сославшись на то, что <дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением <число> от <дата> ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом были исключены следующие периоды специального трудового стажа: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 лет 3 мес. 14 дн.)- нахождение на курсах повышения квалификации. В связи с чем, ее специальный стаж для назначения пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах составил лишь 29 лет 8 месяцев 10 дней, при требуемых 30 годах. Считает исключение спорных периодов незаконным и необоснованным, поскольку во время нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются страховыми и должны включаться в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Ссылаясь на нормы законодательства, просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, исключенные периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>- нахождение на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании ФИО1 иск поддержала по изложенным в нем мотивам и основаниям, просит удовлетворить. Дополнительно пояснила, что после окончания <дата> Канашского медицинского училища Минздрава Чувашии по специальности «медицинский фельдшер» <дата> была принята медицинской сестрой в детское отделение Козловской ЦРБ, <дата> переведена медицинской сестрой палатной детского отделения, переименованное с <дата> в педиатрическое отделение БУ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» Минздравсоцразвития Чувашии, где работает по настоящее время. Имея специальное образование, периодически направлялась на курсы повышения квалификации по приказам работодателя, которые были связаны с медицинской деятельностью. На время обучения за ней сохранялось место работы (должность) и заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Представитель истца Корнилов А.А. иск ФИО1 поддерживает, просит удовлетворить. Пояснил, что в силу специальных нормативных актов повышение квалификации для ФИО1 являлось обязательным условием работы, поскольку связано с профессиональной медицинской деятельностью. На курсы повышения квалификации ФИО1 направлялась по приказу работодателя, их периодическое прохождение является обязательным условием для медицинского работника. На время обучения за ФИО1 сохранялось место работы (должность), из заработной платы производились отчисления страховых взносов.
Ответчик- представитель Управлению Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии Моисеева И.П. иск не признала и суду показала, что в специальный трудовой стаж ФИО1 не были засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку истица тогда не занималась непосредственной медицинской деятельностью. Периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 лет 3 мес. 14 дн.) были исключены в соответствии с пунктом 5 Правил от <дата> <число>. Полагает, что принятое решение Управления ПФР в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии является правильным, просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии <число> от <дата> ФИО1 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано из-за отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности стажа для назначения пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах- 30 лет. При этом были исключены, в том числе оспариваемые периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 лет 3 мес. 14 дн.)- нахождение на курсах повышения квалификации. Установленная продолжительность специального стажа ФИО1 составила 29 лет 08 месяцев 10 дней.
Согласно диплому серии ЗТ <число> ФИО6 в 1981 году поступила в Канашское медицинское училище Минздрава ЧАССР и в 1985 году окончила полный курс названного училища по специальности «медицинский фельдшер». Решением Государственной квалификационной комиссии от <дата> ей присвоена квалификация медицинского фельдшера.
Из свидетельства о заключении брака серии I-РЛ <число> следует, что ФИО7 и ФИО6 заключили брак <дата>. После заключения брака присвоены фамилии: мужу- ФИО9, жене- ФИО9.
Судом изучена трудовая книжка ФИО1 серии АТ-III <число>, в которой имеются относящиеся к делу записи: <дата>- принята на должность медицинской сестры детского отделения Козловской ЦРБ, <дата>- переведена медицинской сестрой палатной детского отделения, детское отделение с <дата> в педиатрическое отделение БУ«Козловская ЦРБ им. И.Е.Виноградова» Минздравсоцразвития Чувашии.
В справке <число> от <дата>, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, выданной ФИО1 бюджетным учреждением Чувашской Республики «Козловская центральная районная больница им. И.Е. Виноградова» Минздравсоцразвития Чувашии, приводятся указанные в трудовой книжке периоды работы, а также нахождение на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> (приказ <число> §4 от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число> §2 от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число>-О от <дата>).
Судом изучены представленные истцом ФИО1 свидетельства о повышении квалификации, подтверждающие прохождение их в указанные периоды.
По предложению суда дополнительные доказательства сторонами не представлены. Судом они предупреждены о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, предусмотренных ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ. Поэтому, суд выносит решение на основании предоставленных доказательств по делу, в пределах предъявленного иска.
В соответствие со ст. 30 п. 1 п.п. 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные нормы содержались в п.п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Действующий в настоящий момент Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусматривает должность «медицинская сестра».
В силу ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 № 5487-1, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими организациями. Пунктом 5 Порядка установлено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что повышение квалификации указанных категорий медицинских работников является обязательным и работодатель в силу ст. 196 Трудового Кодекса РФ должен создавать им необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять соответствующие гарантии, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также трудовым договором. Потребность в обучении определяется на основании приказа Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», которым утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала. В случае неисполнения работодателем обязанности по повышению квалификации работников, которая определена федеральными законами, он может быть привлечен к административной ответственности.
Кроме этого, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Судом установлено, что ФИО1 после окончания Канашского медицинского училища Минздрава Чувашии по специальности «медицинский фельдшер», имея специальное медицинское образование, с <дата> принята медицинской сестрой детского отделения Козловской ЦРБ, с <дата> переведена медицинской сестрой палатной детского отделения, переименованное с <дата> в педиатрическое отделение, где продолжает работать по настоящее время. Во время трудовой деятельности направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с <дата> по <дата> (приказ <число> §4 от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число> §2 от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число>-О от <дата>). При этом за ней сохранялась заработная плата, с которой работодатель должен был производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следовательно, эти периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж ФИО1, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, иск ФИО1 подлежит удовлетворению. К установленному Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии специальному стажу ФИО1 на момент обращения, т.е. по состоянию на <дата>, продолжительностью 29 лет 08 месяцев 10 дней подлежат присоединению периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 лет 3 месяца 14 дней)- нахождение на курсах повышения квалификации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии включить периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 лет 3 месяца 14 дней)- нахождение на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено <дата>