Дело № 2-1322/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.,
с участием истца Молякова И.Ю.,
представителя истца Сидиряковой Т.В.,
представителей ответчика Ксенофонтовой Л.Г., Ванямова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молякова Игоря Юрьевича к Государственному Совету Чувашской Республики о взыскании убытков,
установил:
В Ленинский районный суд г. Чебоксары поступило исковое заявление Молякова Игоря Юрьевича к Государственному Совету Чувашской Республики с требованием, с учетом уточнения, о взыскании в его пользу убытков (упущенной выгоды), в виде неполученных денежных средств, выделяемых для осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе в размере 427298,99 руб.
Исковое заявление мотивировано тем, что дата приступил к работе Государственный Совет Чувашской Республики (далее Госсовет ЧР) шестого созыва. Фракция «Справедливая Россия» представлена в Госсовете ЧР и состоит из 2-х человек: истца по делу, Молякова Игоря Юрьевича, и ФИО1.
В соответствии с п. 2, 3 ФЗ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылаясь на положения ст. 78 Конституции Чувашской Республики, а также Закона от 06.03.2012 № 2 «О числе депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе», указывает, что не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии со статьей 69.1 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики", предоставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе в соответствии с пунктом 2 статьи 11 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Члены фракции «Справедливая Россия» приняли решение о предложении Госсовету ЧР назначить его депутатом, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе.
дата мною было подано заявление ответчику с просьбой о назначении депутатом, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе в Госсовете ЧР шестого созыва. Проигнорировав его заявление, дата ответчик принял постановление -----, которым член фракции «Справедливая Россия» ФИО1 избран заместителем председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата постановление Государственного Совета Чувашской Республики от дата г. ----- «О заместителе председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии» признано недействительным.
Незаконность постановления Государственного Совета Чувашской Республики от дата ----- подтверждена апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от дата, которым решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата оставлено в силе.
В нарушение законодательства, допущенного Госсоветом ЧР. в результате издания постановления -----, он, как представитель партии «Справедливая Россия», продолжительное время с дата, (издание постановления -----) по дата (апелляционное определение ВС ЧР) не имел возможности осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. В то время как представителям других партий такая возможность ответчиком была предоставлена.
Постановление Госсовета ЧР ----- от дата действовало с момента его принятия дата до вступления в законную силу решения Ленинского районного суда от дата дата
Со ссылкой на положения ст.ст. 12, 13, 16 ГК РФ, а также Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» указывает, что к полномочиям Государственного Совета по обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления относятся: избрание и освобождение от должности председателей комитетов Государственного Совета, заместителей председателей комитетов Государственного Совета, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
В данном случае акт государственного органа, не соответствующий закону или иному правовому акту, — это постановление Госсовета ЧР ----- от дата, согласно которому член фракции «Справедливая Россия» ФИО1 был избран заместителем председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Все указанные органы и их должностные лица возмещают причиненные убытки независимо от вины.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом Госсовет ЧР не является непосредственным причинителем вреда, однако в силу прямого указания закона выступает субъектом ответственности в связи с совершенными незаконными действиями.
В данном случае факт нарушения Госсоветом ЧР возложенных на него
обязанностей доказан решением Ленинского районного суда г. Чебоксары дата по делу -----. При этом не имеет значение то, что дата на заседании Комитета Госсовета ЧР по бюджету, финансам и
налогам он отказался от должности заместителя председателя указанного
Комитета. Само по себе постановление ----- нарушает его права вне
зависимости от деятельности. Также не имеет значение установленный
порядок избрания на данную должность (решение о рекомендации, избрание на
сессии), поскольку в период действия постановления ----- он не мог быть избран
на должность на профессиональной постоянной основе.
Причинно-следственная связь между допущенным нарушением и возникшими у него убытками подтверждается принятием ответчиком незаконного постановления Госсовета ЧР ----- от дата, которое препятствовало выдвижению его кандидатуры на должность на профессиональной постоянной основе от партии «Справедливая Россия», что повлекло возникновение у него убытков в виде упущенной выгоды, т. е. неполученных доходов, которые были бы им получены при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Его право не было бы нарушено, если бы ответчик соблюдал требования
пунктов 2 и 3 статьи 11 ФЗ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частей 4 и 5
статьи 6 Закона Чувашской Республики от 27 марта 2012 г. № 19 «О статусе
депутата Государственного Совета Чувашской Республики» по предоставлению
одному депутату, избранному в составе списка кандидатов, допущенного к
распределению депутатских мандатов, права осуществлять депутатскую
деятельность в Госсовете ЧР на профессиональной постоянной основе.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» депутату, осуществляющему свою деятельность в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе, устанавливается денежное содержание в зависимости от занимаемой должности, которое состоит из денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения и выплачивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
В судебном заседании истец Моляков И.Ю., представитель истца Сидирякова Т.В. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика Ксенофонтова Л.Г., Ванямов В.Н. иск не признали по основаниям, приведенным в возражения на иск, из которых следует, что отсутствуют правовые основания для взыскания с Ответчика убытков.
Представитель третьего лица Министерства финансов ЧР, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные письменные доказательства, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статьям 12, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. Законом обязанность по возмещению вреда может быть также возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
По своей юридической природе обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК Российской Федерации). В частности, статья 1069 ГК Российской Федерации содержит конкретную норму об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Применение данной нормы предполагает наличие как общих условий деликтной (т.е. внедоговорной) ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий (определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2009 года № 1005-О-О).
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются федеральными законами, в т.ч. Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок избрания депутата Государственного Совета Чувашской Республики на соответствующую должность, условия осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе установлены Конституцией Чувашской Республики и Законами Чувашской Республики.
В соответствии с п. 2, 3 Федерального закона № 184-ФЗ если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 78 Конституции Чувашской Республики Государственный Совет Чувашской Республики состоит из 44 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при ------ голосовании.
Число депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 06.03.2012 № 2 "О числе депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе" определено, что число депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе, устанавливается в количестве десяти депутатов (в ред. Закона ЧР от 27.06.2017 № 39).
В силу ст. 6 Закона ЧР от 27.03.2012 № 19 "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики" депутат Государственного Совета осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона ЧР от 23.07.2001 № 37 "О Государственном Совете Чувашской Республики" депутату, осуществляющему свою деятельность в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе, устанавливается денежное содержание в зависимости от занимаемой должности, которое состоит из денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения и выплачивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Истец указывает, что ему причинены убытки в виде неполученного денежное содержание как депутату Государственного Совета, осуществляющему свою деятельность в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе, поскольку в период с дата по дата ему незаконно не была предоставлена соответствующая должность.
Вместе с тем, решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата в удовлетворении иска Молякова Игоря Юрьевича о признании незаконным бездействия Государственного Совета Чувашской Республики, выраженного в непредоставлении депутату Молякову Игорю Юрьевичу работы в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва на профессиональной постоянной основе было отказано.
Определением Судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от дата решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от дата было оставлено без изменения.
Вступившим в законную силу судебным актом установлено, что Моляков И.Ю. при реальной возможности избрания его на сессии Государственного Совета Чувашской Республики на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, на заседании комитета отказался от рекомендации его на эту должность. До признания судом недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от дата № ----- не могли быть удовлетворены требования Молякова И.Ю. о предоставлении ему работы в Государственном Совете Чувашской Республике на профессиональной постоянной основе.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, доводы Истца о том, что в период с дата по дата ему незаконно не была предоставлена соответствующая должность в Государственном Совете ЧР опровергаются вступившим в законную силу решением суда.
При таких обстоятельствах, наличие необходимых условий для наступления ответственности перед Истцом со стороны Ответчика не установлено, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст.194 -199, ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 427298,99 ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░