Решение по делу № 2-2093/2013 ~ М-1468/2013 от 01.04.2013

Дело 2-2093/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 июня 2013 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи И.И.Садыкова

при секретаре Т.А. Гурьяновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каландаровой В.В. к Исполнительному комитету г.Зеленодольск о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

установил:

Каландарова В.В. обратилась в суд с иском к Исполкому г.Зеленодольск о восстановлении ей пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии со ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В обоснование иска Каландарова В.В. указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась воспитанницей Нурлатского детского дома и имела статус ребенка-сироты. Жилья на праве собственности, по договору социального найма за ней закреплено не было. После выхода из детского дома она обратилась к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но ей было рекомендовано обратиться с данным заявлением в <адрес>, откуда она и поступила в детский дом. <адрес> РТ ей отказала в постановке на учет. В 2000 году она вступила в зарегистрированный брак с Каландаровым В.В., ДД.ММ.ГГГГ родила сына А, но своего жилья не имела, право на получение жилья как ребенок-сирота не реализовала. На обращения о предоставлении жилья по этому основанию в Исполкоме ЗМР РТ ей отвечали, что свободного жилья пока нет. Поэтому она была уверена в том, что она состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На судебном заседании Каландарова В.В. на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.

На судебное заседание представитель ответчика Исполкома г.Зеленодольск не явился, извещен, просил рассмотреть данное гражданское дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что с исковыми требованиями Каландаровой В.В. не согласен (л.д.44-47).

Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Мухамадиева Ф.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не поддержала.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Исполкома ЗМР РТ на судебное заседание не явился, извещен, согласно представленного суду отзыва исковые требования поддерживает (л.д.32-33).

Представитель третьего лица Нурлатского детского дома Яковлева Э.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Выслушав пояснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно абз.3 п.1 настоящей статьи и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Действие положений настоящей статьи распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.1 Закона РТ от 12.01.2013 N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу положений ст.2-3 настоящего Закона законные представители детей-сирот или дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обращаются в уполномоченный орган с заявлениями о включении их в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список). К заявлению о включении в список прилагаются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты, документ, удостоверяющий личность законного представителя и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении ребенка-сироты полностью дееспособным (эмансипированным), а также документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. Уполномоченный орган организует работу по проверке представленных и (или) полученных документов и не позднее 30 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган дает заключение о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот, и принимает решение о включении либо об отказе во включении их в список. Отказ во включении ребенка-сироты в список не препятствует повторному обращению в уполномоченный орган с заявлением о включении его в список после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении в список. Решения о включении либо об отказе во включении детей-сирот в список и заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, имеющим право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения до достижения ими 18 лет.

За один год до достижения ребенком-сиротой 18 лет либо окончания срока его пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения законный представитель либо сами дети-сироты обращается в уполномоченный орган с ходатайством об обеспечении жилым помещением ребенка-сироты.

На основании поданных ходатайств уполномоченный орган формирует реестр детей-сирот - получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Не позднее 15 дней с даты подачи заявления, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения и заключает договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

В случае отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде для детей-сирот уполномоченный орган обеспечивает временное проживание детей-сирот в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Действие данного документа распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

В соответствии с Постановлением КМ РТ от 04.05.2013 N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченными органами исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями является Министерство образования и науки Республики Татарстан, по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

На судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родилась Осипова В.В. о чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении по р.<адрес> ТАССР произведена запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. Отцом ребенка указан Осипов В.Ф., матерью Чекменёва Л.М. (л.д.11).

На основании решения Альметьевского городского народного суда ТАССР от ДД.ММ.ГГГГ Осипов В.Ф. был лишен родительских прав в отношении дочери Осиповой В.В., ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).

Мать истца Карабанова (Чекменёва) Л.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о смерти (л.д.12).

На основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ Осипова В.В. была направлена для устройства в Нурлатский детский дом Зеленодольского района, где она проживала и воспитывалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19). Согласно справки за подписью директора Нурлатского детского дома от ДД.ММ.ГГГГ, Осипова В.В. имеет статус ребенка-сироты, ранее проживала с отцом в <адрес>, закрепленной в установленном законом порядке жилой площади не имеет (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ Осипова В.В. зарегистрировала брак с Каландаровым Х.Х., после регистрации брака ей была присвоена фамилия супруга «Каландарова» (л.д.15). ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын А (л.д.8-10,16).

Из пояснений истца Каландаровой В.В. следует, что она имеет статус ребенка-сироты, что в свою очередь дает ей право на получение государственных мер социальной поддержки в виде внеочередного получения жилья. В период ДД.ММ.ГГГГ она воспитывалась и проживала в Нурлатском детском доме на территории <адрес>, куда поступила из <адрес>. Работа по внеочередному предоставлению жилья воспитанникам Нурлатского детского дома администрацией данного воспитательного учреждения совместно с отделом образования стала проводиться в 2000 году. В 2003 году она обращалась в администрацию Зеленодольского района и г.Зеленодольска РТ о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но ей было рекомендовано обратиться в данным заявлением в органы местного самоуправления <адрес>. Но право на получение жилья по данной категории, ею до настоящего времени не реализовано.

Из пояснения представителя третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Мухамадиевой Ф.М., следует, что ранее процедура постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты» регулировалась п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, которая закрепляла право ребенка на внеочередное обеспечение жильем по договорам социального найма по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях. Постановка детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений носила заявительный характер и осуществлялась органами местного самоуправления. С 01 января 2013 года данная норма права утратила силу. На основании ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ….» от 29 февраля 2012 года изменен способ и порядок обеспечения детей-сирот жильем. С 01 января 2013 года дети-сироты подлежат обеспечению жильем путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. В соответствии с действующим законодательством РФ и РТ реализация права на жилье носит заявительный характер и гражданин, обладающий данным правом, должен обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и пакетом документов, подтверждающих наличие этого права. Из искового заявления следует, что до достижения возраста 23 лет истица или учреждение, в котором она воспитывалась, с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органы местного самоуправления не обращались, в реестр детей-сирот – получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда Каландарова (Осипова) В.В. включена не была, в досудебном порядке вопрос о реализации ее права на обеспечение жильем по категории «дети-сироты» до достижения возраста 23 лет не решался. По состоянию на 2000 год Каландарова (Осипова) В.В., достигшая возраста 19 лет, в детском доме уже не проживала, вступила в зарегистрированный брак и родила ребенка. Ходатайство о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не поступало. В связи с чем, основания для включения ее в указанный список отсутствовали. В настоящее время Каландарова В.В. не лишена возможности обратиться в уполномоченный орган, с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с предоставлением необходимых документов.

Таким образом, исходя из положения ч.3,4 ст.49, ч.1 ст.57 ЖК РФ (действующих на момент возникновения у истца права получения мер социальной поддержки), а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди носит заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам. Доказательств обращения истицы в органы местного самоуправления с таким заявлением и пакетом документов, подтверждающих наличие права на меры социальной поддержки в виде внеочередного получения жилья по данной категории, последней суду не представлено. Письменных отказов органов местного самоуправления на обращения (если таковые были) о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с целью их дальнейшего обжалования в судебном порядке, истица Каландарова В.В. не представила.

Доказательств уважительности причин пропуска истицей срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, суду не представлено.

У учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для восстановления Каландаровой В.В. срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности на Исполнительный комитет г. Зеленодольск поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, у суда не имеется.

Кроме того, в настоящее время Каландарова В.В. не лишена возможности обратиться в уполномоченный орган, с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с предоставлением необходимых документов.

На основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона РТ от 12.01.2013 N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", Постановления КМ РТ от 04.05.2013 N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", ст.56,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░ 2013 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 18 ░░░░ 2013 ░░░░.

░░░░░:

2-2093/2013 ~ М-1468/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каландарова В.В.
Ответчики
Исполнительный комитет г.Зеленодольска
Другие
Нурлатский детский дом ЗМР РТ
Министерство Строительства и архитектуры и ЖКХ РТ
Отдел опеки Исполнительного комитета ЗМР
Суд
Зеленодольский городской суд
Судья
Садыков И. И.
01.04.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2013[И] Передача материалов судье
05.04.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2013[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.05.2013[И] Предварительное судебное заседание
10.06.2013[И] Судебное заседание
17.06.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2013[И] Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее