66RS0001-01-2021-001703-60 Мотивированное решение
2-3491/2021 изготовлено 14.06.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.06.2021
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Огородниковой Е. Г.,
при секретаре Тимофеевой Е. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нырова Владимира Руслановича к ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ныров В. Р. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей, мотивируя требования тем, что в период содержания в ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области на него необоснованно было наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в ШИЗО на 15 суток, незаконность которого установлена апелляционным определением Свердловского областного суда от 26.08.2020.
При таких обстоятельствах, по мнению истца, ему был причинен моральный вред, размер которого Ныров В. Р. оценивает в 300 000 руб.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом и в срок, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по предмету и основаниям, просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в иске истцу отказать.
В судебное заседание представитель ответчика ФКУ ИК-63 ГУФСИН России по Свердловской области не явился, извещен надлежащим образом и в срок, причина неявки неизвестна.
Суд в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 20.05.2019 постановлением начальника ФКУ ИК № 63 ГУФСИН России по Свердловской области осужденный Ныров В. Р. был водворен в штрафной изолятор на 15 суток без вывода на работу за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что осужденный находился в камере № единого помещения камерного типа 20.05.2019 в 13.01 с нарушением форменной одежды (без костюма установленного образца), нарушив тем самым положения п. 15 гл. 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295.
Апелляционным определением Свердловского областного суда от 26.08.2020 указанное постановление от 20.05.2019 было признано незаконным.
Таким образом установлено, что истец был незаконно водворен в штрафной изолятор на 15 суток, вследствие чего данное обстоятельство является установленным и дополнительному доказыванию не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей.
Таким образом, учитывая установленный судом факт помещения Нырова В. Р. в штрафной изолятор в отсутствие на то правовых оснований, что само по себе влечет нарушение прав осужденного ввиду применения к нему ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у истца имелись соответствующие ограничения его прав в отсутствие к тому законных оснований, суд приходит к выводу, что Нырову В. Р. причинен моральный вред.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1; статья 46).
В силу п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага, в том числе жизнь и здоровье, защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного материального права и характера последствий нарушения.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда в соответствии с п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает фактические обстоятельства настоящего дела, характер нарушенного права Нырова В. Р., характер нравственных страданий, длительность причинения морального вреда, степень вины ответчика, а также принцип разумности и справедливости и, как следствие, полагает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет Казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
Именно данного ответчика на основании положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд признает надлежащим.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░-63 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: