К делу № 2-404/15г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 13 февраля 2015 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Логвин Л.А.,
при секретаре Беловой Я.О.,
с участием помощника прокурора Темрюкского района Гузенко В.С.,
представителя ответчика администрации МО Темрюкский район – Клыкова М.А.,
представителя соответчика администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района – Ропая В.Л.,
представителя соответчика МУП «ЖКХ-Курчанское» Темрюкского района – Кандабаровой И.Я.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению прокурора Темрюкского района Дегтярева Т.П. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Темрюкский район, администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района, МУП «ЖКХ-Курчанское» Темрюкского района о запрете вывоза твердых бытовых отходов и мусора на земельный участок, расположенный в 3-х километрах от юго-восточной окраины ст. Курчанской, общей площадью 3000 кв.м,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Темрюкского района Дегтярев Т.П. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Темрюкский район, в котором просил суд обязать администрацию МО Темрюкский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов вывозимых с территории Курчанского сельского поселения Темрюкского района, а также запретить МУП «ЖКХ-Курчанское» Темрюкского района вывоз твердых бытовых отходов и мусора на земельный участок, расположенный в 3-х километрах от юго-восточной окраины ст. Курчанской, общей площадью 3000 кв.м. Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Темрюкского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Темрюкский район, в ходе которой установлено, что на основании графика вывоза ТБО на 2014 год от 04.04.2014 года МУП «ЖКХ-Курчанское» осуществляет вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, образующихся на территории Курчанского сельского поселения, на несанкционированный объект размещения отходов, расположенный в 3-х километрах от юго-восточной окраины ст. Курчанской, общей площадью 3000 кв.м.
Кроме того, в нарушение требований, предусмотренных ст. 34, ч.2 ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ «Об охранеатмосферного воздуха», ст. ст. 10, 11, 12 и 26 Федерального закона «Оботходах производства и потребления», ст. ст. 11, 22, 34 и 42 Федеральногозакона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая2001 г. № 16 «О введении в действие санитарных правил», которымутверждены и введены в действие санитарные правила СанПиН 2.1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов длятвердых бытовых отходов», СанНиН 2.1.7.1322-03 «Гигиеническиетребования к размещению и обезвреживанию отходов производства ипотребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачомРФ 30.04.2003 и СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1 200-03 «Санитарно-защитные зоны исанитарная классификация, предприятий, сооружений и иных объектов»,свалка ТБО для размещения и хранения отходов образована без отводаземельного участка в установленном порядке и определения его владельца -ответственного за эксплуатацию, составления ее проекта и оборудования всоответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическимитребованиями; эксплуатируется без получения положительного заключениягосударственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, разработанного регламента и режима работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора; не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. На свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
Несанкционированное складирование ТБО приводит к загрязнению почвы прилегающей территории на значительных расстояниях, может являться источником вторичного загрязнения подпочвенных грунтовых вод, водных объектов, атмосферного воздуха. В почве могут накапливаться химические загрязнения, что создает опасность для здоровья граждан, окружающей среды в целом.
Таким образом, деятельность МУП «ЖКХ-Курчанское» по вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора на вышеуказанный земельный участок влечет за собой нарушение прав граждан проживающих на территории Курчанского сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Земельный участок, используемый МУП «ЖКХ-Курчанское» для временного хранения твердых бытовых отходов, фактически является объектом, предназначенным для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на данном земельном участке складируются отходы производства и потребления населения Темрюкского сельского поселения, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В соответствии с абзацем третьим статьи 12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) способом защиты гражданских прав является, в том числе восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Кроме того, решением Темрюкского районного суда от 04.05.2008 администрация муниципального образования Темрюкский район обязана создать на территории муниципального образования Темрюкский район специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов производства и потребления (полигоны ТБО), соответствующие требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Однако, до настоящего времени вышеуказанное решение не исполнено, свалки на территории муниципального образования Темрюкский район не созданы.
Таким образом, невыполнение администрацией муниципального образования Темрюкский район полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории МО Темрюкский район, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а дальнейшее незаконное бездействие нарушает право граждан на благоприятную среду.
Данное обстоятельство в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав –неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Гузенко В.С., выступая в качестве истца, изменил исковые требования, и просил суд не рассматривать требования прокурора об обязании администрации МО Темрюкский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов вывозимых с территории Курчанского сельского поселения Темрюкского района, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Темрюкского районного суда от 04 мая 2008 года, которым были удовлетворено заявление прокурора Темрюкского района и признано незаконным бездействие администрации МО Темрюкский район по соблюдению законодательства об охране природы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ, выразившиеся в непринятии мер по приведению свалок ТБО, расположенных на территории Темрюкского района в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также определение Темрюкского районного суда от 28 октября 2013 года которым изменён способ и порядок решения суда от 04 мая 2008 года, при этом суд обязал администрацию МО Темрюкский район устранить в полном объеме выявленные нарушения по соблюдению законодательства об охране природы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и, с учетом численности населения, административно-территориального деления района, с учетом подписанного соглашения о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта на территории Краснодарского края, создать на территории муниципального образования Темрюкский район специально оборудованные сооружения, предназначенные для сбора ТБО (временное накопление), для последующей транспортировки к месту утилизации, соответствующие требованиям действующего природоохранного и эпидемиологического законодательства. В остальной части иск поддержал, ссылаясь нате же обстоятельства.
Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район – по доверенности Клыкова М.А. в судебном заседании с измененными требования прокурора согласилась, а также пояснила, что Соглашение о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта на территории Краснодарского края от 28.09.2013 года предусматривает реализацию инвестиционного проекта «Организация межмуниципального отходоперерабатывающего комплекса» на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в 2014-2015 годах, сущность которого заключается в строительстве мусоросортировочного комплекса для обеспечения приема, переработки и утилизации ТБО, в том числе вывозимых с территории Темрюкского района. Планируемый ввод в эксплуатацию указанного комплекса до 31.12.2015 года. Администрацией МО Темрюкский район, помимо своего непосредственного участия в рамках заключения соглашения, издано Постановление № 619 от 29.04.2013 года «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами и мусором на территории Темрюкского района на 2013-2014 годы», в рамках исполнения которого, с учетом внесенных изменений, задачами программы предусмотрены формирование временных площадок накопления ТБО и мусора в Курчанском, Таманском и Фонталовском поселениях с дальнейшей транспортировкой к месту переработки и утилизации, а также формирование и строительство мусоросортировочного комплекса в Темрюкском городском поселении, строительство мусороперерабатывающего завода и полигона ТБО в ст. Старотитаровской.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района – по доверенности Ропай В.Л. в судебном заседании пояснил, что в связи с отсутствием полигона для приёма, размещения, утилизации отходов производства и потребления, собираемых на территории Курчанского сельского поселения или площадки для их временного накопления, отходы ежедневно вывозятся в течение более 45 лет на несанкционированную свалку, расположенную за юго-западной окраиной станицы Курчанская. Создание полигона для отходов (или площадки) многие годы остаётся нерешаемой проблемой. Многократные обращения (с 2007 г.) администрации поселения и МУП «ЖКХ-Курчанское» в муниципальные, краевые органы и надзорные органы по вопросу создания полигона для отходов (или площадки для временного накопления отходов) положительного результата не дали.
Обязанность создания полигонов для размещения отходов потребления и производства законодательством возложена на администрацию муниципального района. Не возражает против удовлетворения требований прокурора, но после создания полигона для размещения и утилизации отходов или площадки для временного накопления отходов.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика МУП «ЖКХ-Курчанское» Темрюкского района – по доверенности Кандабарова И.Я. суду пояснила, что в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», для исполнения полномочий по сбору и транспортировке хозяйственно-бытового мусора на территории Курчанского сельского поселения в 2002 году было создано МУП «ЖКХ-Курчанское».
МУП «ЖКХ-Курчанское» неоднократно обращалось к администрации Курчанского сельского поселения с вопросом определения места вывоза ТБО, а так же к администрации МО Темрюкский район об отсутствии на территории Темрюкского района надлежаще организованных соответствующих требованиям действующего законодательства, мест для вывоза ТБО. Администрацией Курчанского сельского поселения утверждена схема санитарной очистки Курчанского сельского поселения, где указано место складирования твердых коммунальных отходов. Данная площадка накопления отходов существует в течение десятилетий, стихийно в исторически сложившемся месте. Мусор вывозится на данную территорию вынужденно не только МУП «ЖКХ-Курчанское», но и другими лицами, так как иного места нет.
Свалка расположена от населенного пункта на расстоянии более 3 км, а при запрете вывоза ТБО, отходы будут скапливаться на территории домовладений, либо на территории поселения (в лесополосах, за ограждениями собственных участков и т.д.), что еще больше отдалит граждан от прав на благополучную окружающую среду в соответствии со ст. ст. 3, 15, 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ.
В 2013 году Постановлением администрации МО Темрюкский район от 29 апреля 2013г. № 619 утверждена муниципальная целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами и мусором на территории Темрюкского района на 2013-2014г.г.», задачей которой являлось формирование временных площадок накопления ТБО, мусора в Курчанском, Таманском и Фонталовском сельских поселениях, с дальнейшей транспортировкой к месту переработки и утилизации. Предприятию «ЖКХ-Курчанское» для оказания услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в хозяйственное ведение администрацией Курчанского сельского поселения выделено два трактора МТЗ-82 и вывоз ТБО на более дальнее расстояние технически невозможен.
Ни один из существующих объектов размещения отходов Темрюкского района не соответствует действующему природоохранному законодательству. Просит в иске прокурора отказать.
Представитель третьего лица Территориального отдела в городе-курорте Анапа, в Темрюкском районе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, будучи извещенным в судебное заседание не явился. В поступившем в суд посредством факсимильной связи ходатайстве заместитель начальника Территориального отдела Севостьянова Г.Н. просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования прокурора поддерживает.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой Темрюкского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Темрюкский район, в ходе которой установлено, что на основании графика вывоза ТБО на 2014 год от 04.04.2014 года МУП «ЖКХ-Курчанское» осуществляет вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, образующихся на территории Курчанского сельского поселения, на несанкционированный объект размещения отходов, расположенный в 3-х километрах от юго-восточной окраины ст. Курчанской, общей площадью 3000 кв.м.
Кроме того, в нарушение требований, предусмотренных ст. 34, ч.2 ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ «Об охранеатмосферного воздуха», ст. ст. 10, 11, 12 и 26 Федерального закона «Оботходах производства и потребления», ст. ст. 11, 22, 34 и 42 Федеральногозакона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая2001 г. № 16 «О введении в действие санитарных правил», которымутверждены и введены в действие санитарные правила СанПиН 2.1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов длятвердых бытовых отходов», СанНиН 2.1.7.1322-03 «Гигиеническиетребования к размещению и обезвреживанию отходов производства ипотребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачомРФ 30.04.2003 и СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1 200-03 «Санитарно-защитные зоны исанитарная классификация, предприятий, сооружений и иных объектов»,свалка ТБО для размещения и хранения отходов образована без отводаземельного участка в установленном порядке и определения его владельца -ответственного за эксплуатацию, составления ее проекта и оборудования всоответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическимитребованиями; эксплуатируется без получения положительного заключениягосударственной экологической экспертиз и санитарно-эпидемиологического заключения, разработанного регламента и режима работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора; не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. На свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
Несанкционированное складирование ТБО приводит к загрязнению почвы прилегающей территории на значительных расстояниях, может являться источником вторичного загрязнения подпочвенных грунтовых вод, водных объектов, атмосферного воздуха. В почве могут накапливаться химические загрязнения, что создает опасность для здоровья граждан, окружающей среды в целом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 3, 11, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Таким образом, деятельность МУП «ЖКХ-Курчанское» по вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора на вышеуказанный земельный участок влечет за собой нарушение прав граждан проживающих на территории Курчанского сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Согласно материалам дела, земельный участок, используемый МУП «ЖКХ-Курчанское», учредителем которого является администрация Курчанского сельского поселения, для временного хранения твердых бытовых отходов, фактически является объектом, предназначенным для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на данном земельном участке складируются отходы производства и потребления населения Темрюкского сельского поселения, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, а также вышеуказанные требования Закона, суд считает необходимым удовлетворить измененные исковые требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Запретить администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края в лице МУП «ЖКХ-Курчанское» Темрюкского района Краснодарского края вывоз твердых бытовых отходов и мусора на земельный участок, расположенный в 3-х километрах от юго-восточной окраины ст. Курчанской, общей площадью 3000 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А. Логвин
Мотивированное решение суда составлено 18 февраля 2015 года.