Дело № 3а-48/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 26 июля 2021 г.
Курганский областной суд в составе председательствующего судьи Волосникова С.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эндовет» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Эндовет» (далее –
ООО «Эндовет») 28 июня 2021 г. обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что ООО «Эндовет» является арендатором земельного участка, кадастровый №, расположенного <адрес>
Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет
1964393 руб. 66 коп.
Согласно отчету <...> (оценщик
Л.В.В.) от 21 мая 2021 г. № рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 406100 руб.
Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец считал свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенной арендной платы, расчет которой находится в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости арендованного им объекта недвижимости, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 406100 руб.
Представители административного истца общества с ООО «Эндовет», заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще посредством направления судебных извещений организацией почтовой связи, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции, о причинах неявки суд не уведомили.
Представители административного ответчика Правительства Курганской области, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежаще посредством направления судебных извещений организацией почтовой связи, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции, в письменных отзывах на административное исковое заявление ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по административному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, которое должно производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря
2020 г. № 443 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области 1 января 2021 г.
Таким образом, с 1 января 2021 г. на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ в субъекте Российской Федерации – Курганской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2). Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
На территории Курганской области таким бюджетным учреждением является государственное бюджетное учреждение Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости».
Таким образом, с 1 января 2021 г. на территории Курганской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются государственным бюджетным учреждением Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, и лишь соответствующее решение бюджетного учреждения может быть оспорено в судебном порядке (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Поскольку административным истцом не соблюден внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объекта в размере рыночной, установленный статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, административное исковое заявление не подлежит рассмотрению в Курганском областном суде, в связи с чем производство по административному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по административному делу судами общей юрисдикции.
Уплаченная административным истцом государственная пошлина в сумме 2000 руб. по платежному поручению от 15 июня 2021 г. № подлежит возврату плательщику в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2000 ░░░., ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░
2021 ░. ░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2021 ░. № – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░